29.03.2020
Как мы уже говорили, грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтактический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы.
1. Словоизменение
Категория числа: «Один – много» (стол – столы, красивый – красивые, едет – едут).
Категория рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце).
Категория падежа:
- родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;
- дательный падеж: «Подарить кому?»;
- винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;
- творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»
- предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?»
2. Словообразование
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных: «Назови ласково».
Образование существительных от существительных.
Образование прилагательных от существительных.
Образование приставочных глаголов.
Образование глаголов от существительных и звукоподражаний.
Образование сложных слов.
3. Согласование
Существительных с местоимениями: «мой карандаш, моя кукла, мои игрушки, моё полотенце» (игра «Жадина»).
Существительных с прилагательными: «Скажи, какой, какая, какое?»
Существительных с числительными: «1, 2, 5».
Глаголов с местоимениями: «Он, она, оно, они».
4. Формирование фразы
Простые нераспространённые предложения.
Распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения).
Предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции).
Сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но», «да»).
Сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того чтобы», «затем чтобы» и др.).