"Формирование граммстроя продолжение"

29.03.2020

Как мы уже говорили, грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтактический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы.

1. Словоизменение

Категория числа: «Один – много» (стол – столы, красивый – красивые, едет – едут).

Категория рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце).

Категория падежа:

- родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

- дательный падеж: «Подарить кому?»;

- винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

- творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»

- предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?»

2. Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных: «Назови ласково».

Образование существительных от существительных.Хочу такой сайт

Образование прилагательных от существительных.

Образование приставочных глаголов.

Образование глаголов от существительных и звукоподражаний.

Образование сложных слов.

3. Согласование

Существительных с местоимениями: «мой карандаш, моя кукла, мои игрушки, моё полотенце» (игра «Жадина»).

Существительных с прилагательными: «Скажи, какой, какая, какое?»

Существительных с числительными: «1, 2, 5».

Глаголов с местоимениями: «Он, она, оно, они».

4. Формирование фразы

Простые нераспространённые предложения.

Распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения).

Предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции).

Сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но», «да»).

Сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того чтобы», «затем чтобы» и др.).

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».