Гаджеты

21.11.2018

Экранная диета?!

Планшеты и смартфоны – это часть нашей жизни. С их помощью мы общаемся, работаем, учимся, творим, развлекаемся. А раз так, стоит ли удивляться, что наши дети следуют за нами? И необходима ли им «экранная диета»?Какие отношения с электроникой можно считать здоровыми?

Уже ни для кого не секрет, что сотрудники таких гигантов Силиконовой долины как Google, Apple, Yahoo, HP отдали своих детей в школу, где нет ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома. Зато дети активно используют обычные, не связанные с новейшими технологиями, инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, песок и глину. Так откуда такая нелюбовь к гаджетам у ведущих представителей данной индустрии?

«Сегодня более 30% детей до двух лет играют в игры на мобильных устройствах, – говорится в отчете Американской академии педиатрии от 2015 года. – Около 75% подростков имеют личный смартфон, 24% из них признаются, что постоянно им пользуются».

Время, которое дети проводят у экранов, давно волнует педиатров, детских психологов, педагогов. Как рано можно давать ребенку в руки планшет или сажать его за компьютер? Стоит ли позволять ему возиться с устройством каждый день? Каковы нормативы экранного времени для детей? И как все это отражается на здоровье и развитии детей?

Различные исследования уже выявляли негативные эффекты раннего приобщения к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой. В то же время специалисты напоминают, что нездоровые отношения с техникой часто становятся результатом родительской небрежности. Соблазн занять малыша мультфильмом или игрой, чтобы выкроить время для своих дел, слишком велик. Но недостаток общения и участия все равно сказывается. Столь же непродуктивным специалисты считают и подход, при котором смартфон используется лишь в качестве игрушки, как награда за хорошее поведение или успехи в учебе.

Мобильные устройства могут быть полезны, но только в том случае, если ребенок будет осваивать их вместе с родителями, постигая цифровой мир через общение, необходимо изменить качество отношений между ребенком и гаджетом. Врачи рекомендуют не давать мобильные устройства детям до двух лет, а также позволять детям проводить больше 2 часов в день за экраном.

Современные дети – «цифровые аборигены», в отличие от поколения их родителей, «цифровых иммигрантов», – чувствуют себя легко и уверенно в сетевом пространстве. Однако они не всегда осознают, что, например, их личная информация, беспечно оставленная в социальных сетях, может привлечь внимание злоумышленников, а через несколько лет – повлиять на их карьерные планы. Важно объяснить детям как использовать преимущества мгновенного доступа к информации и избежать связанных с этим опасностей: информационной перегрузке, пиратстве, киберагрессии, не забывая упомянуть о широких возможностях для творчества, общения и самовыражения в Сети.

Издательство ЭКСМО опубликовало книгу Дж. Палфри, У. Гассер «Дети цифровой эры» - подробное исследование влияния на детей всепроникающей цифровой культуры. Мы же остановимся на коротких советах, которые помогут вам наладить дружеские отношения с гаджетами.

8 причин не давать ребенку гаджеты!

1. Задержка развития речи.

Десятилетнее исследование английского логопеда Салли Уорд показало, что 20% детей в возрасте девяти месяцев отстают в развитии, если нянькой им служил телевизор. Большинство из них к трем годам отстает в речевом развитии от показателей возрастной нормы на один год.

2. Потеря контроля над эмоциями.

Активное использование гаджетов в раннем детстве мешает развитию эмпатии (умения сочувствовать) , навыков общения и совместного решения проблем. Дети, которых успокаивают с помощью электронных устройств, не научаются управлять своими эмоциями (педиатр Дженни Радески, университет г.Бостон).

3. Одиночество.

Новые мультимедийные возможности – это одиночество с машиной, а не прогресс в области коммуникации (исследователь социальных тенденций Хорсту Опашовски сделал этот вывод на основе опроса 57% населения Германии).

4. Снижение познавательных способностей.

Немецкий нейробиолог Геральд Хютер говорит о важности телесных переживаний в детстве. Бег, лазанье по деревьям необходимы для развития познавательных способностей. Как только ребенок садится перед телевизором или компьютером, у него притупляется телесное самоощущение. Восприятие, стремление заранее просчитать свои возможности, умение справляться с неприятными эмоциями формируются только в том случае, если ребенок испытывает все на своем опыте в реальной жизни.Хочу такой сайт

5. Уменьшение объема мозга.

Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие нервные связи не образуются, и объем мозга остается на 25-30% меньше (исследования американского психотерапевта Линда Базел). Это подтверждают и японские ученые Кеп Ки Лоу и Райота Кэнэй. Они показали на снимках МРТ, как уменьшается часть коры головного мозга, которая отвечает за когнитивные (познавательные) способности и умение контролировать эмоции при чрезмерном увлечении детей электронными устройствами.

6. Ухудшение моторики.

Пользование сенсорными экранами не дает детям развивать мышцы пальцев и кистей рук, необходимые для письма. Все больше детей не способны играть с кубиками и конструкторами из-за популярности мобильных устройств. Современные нормы ГТО в России значительно ниже, чем те, с которыми справлялись школьники 60-70гг прошлого века.

7. Клиповое мышление.

Клиповое мышление – особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовости. Психолог Ларри Розен считает, что сетевое поколение (generation Net) способно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки, но платой за многозадачность становится рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

8. Проблемы со сном.

С ростом времени использования электронных устройств снижается продолжительность сна и увеличивается время, необходимое для засыпания в среднем с получаса до часа. Чтение гаджетов повышает психофизиологическое возбуждение, а также нарушает биологический ритм дня и ночи (исследование норвежского медицинского журнала BMJOpen).

Дети и гаджеты: 7 принципов здоровых отношений

Они еще не умеют ходить, но уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами. Цифровое детство – реальность сегодняшнего дня. Как сделать так, чтобы оно было здоровым?

1. Установите единые правила. Дети ведут себя в виртуальной среде так же, как и в любой другой. Везде должны быть границы, которые должны уважать и вы, и ребенок.

2. Начните с себя. Помните, что дети копируют прежде всего ваше поведение. Пересмотрите свои отношения с цифровыми устройствами. Как много времени вы им уделяете? Как часто проверяете почту, новости или обновления? Выделяете ли вы себе дни, свободные от электроники?

3. Делайте открытия вместе. Будьте посредником в отношениях ребенка с цифровым миром. Побуждайте ребенка исследовать, задавать вопросы, будьте готовы сами отвечать и делиться опытом.

4. Концентрируйтесь на содержании, а не на времени. Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания, общения, запоминания. Выбирайте те приложения, которые разрабатываются совместно с детскими психологами и педагогами или получают их одобрение.

5. Выбирайте игры, связанные с общением. Помните, что гаджет должен быть инструментом, а не суррогатом общения. Избегайте одностороннего обмена, при котором от ребенка требуется минимум вовлечения в происходящее. Вместо просмотра видео выбирайте интерактивные программы, общайтесь удаленно через скайп или другие программы-мессенджеры.

6. Используйте потенциал социальных сетей. Присутствие в социальных сетях особенно важно для ребенка-подростка, который только учится выстраивать свою собственную идентичность и ищет одобрения других. Если в этот момент вы будете рядом, это поможет ему лучше понять принципы сетевой жизни и избежать ошибок.

7. Создавайте «свободные зоны». Выделяйте островки пространства (в спальне, на кухне), которые всегда будут свободны от устройств. Дайте ребенку понять, что приносить сюда планшет или смартфон нельзя. Позаботьтесь о том, чтобы время, выделенное для сна и семейных трапез, было «священным». По материалам исследований

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».