Кто они дети с ОВЗ

05.07.2022

Кто они – дети с ограниченными возможностями здоровья?

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная группа – это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .

В неё входят дети с различными нарушениями:

• слуха;

• зрения;

• речи;

• опорно-двигательного аппарата;

• задержкой психического развития;

• интеллекта;

• расстройствами аутистического спектра;

• множественными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста.

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются особенности всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.

Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания, необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как показывает практика, развить внимание у них можно. Если вы проявите терпение и умелый подход к вашему ребенку, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с одного вида деятельности на другой.

С памятью у таких детей также бывают проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, коротких стихотворений. Но вы не отчаивайтесь и по нескольку раз возвращайтесь к пройденному. Среди таких детей часто встречаются такие, которые с легкостью усваивают различные события и числа.Хочу такой сайт

У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки - это одежда, а стул и стол - это мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.

Если вы предложите рассказать ребенку содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые изображенные на ней предметы. Ребенок не сможет правильно расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.

С возрастом и в результате обучения дети усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой.

Словарный запас у детей очень бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых.

Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. В младшем возрасте он с трудом понимает чужую речь, а в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

Собственная речь детей появляется очень поздно. Некоторые дети могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Как правило, движения детей неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения рук и пальцев: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку.

Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции их движений. Если вы будете систематически заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения ребенка станут более точными координированными.

Итак, теперь вы знаете отличительные особенности различных сторон психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем поведение детей различно. Один ребенок более спокойный, он сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается ему под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стериотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким детям не под силу выполнить элементарные задания. Но многие из них любят разгадывать книжки с большими и яркими картинками, Слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте любые наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг или провести различные занятия. Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание такого малыша красочными предметами и картинками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобразить, например, лисичку, медвежонка.

«Характеризовать ребенка как заторможенного в физическом, психическом развитии, ослабленного и т.д. верно только наполовину, потому что отрицательной характеристикой не исчерпывается положительное своеобразие этого ребенка». (Л.С.Выготский)

Любите своего ребенка! Прислушивайтесь к рекомендациям педагогов, поддерживайте связь с медиками. Систематически занимайтесь с ребенком не только развивающими играми, но и беседуйте, читайте и рассматривайте книги, рассказывайте о том, что окружает ребенка и тогда его развитие не будет стоять на месте, пусть медленно, но оно будет двигаться вперед.

Удачи!

                                                                                                                                                    Учитель-дефектолог Муха О.М.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».