Заметки о важном

05.07.2022

Заметки о важном

Тысячи семей могли бы помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников,

если бы знали, как это сделать.

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова «Если ваш ребенок отстает в развитии» М.1993.

 

Рождение ребенка с отклонениями в развитии

Появление в семье ребенка – это праздник. Печально, если это событие омрачается сообщением о том, что ваш ребенок не такой как все, он особенный, он проблемный. Рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит вас перед тяжелыми и неожиданными проблемами. Первое время вы растеряны, подавлены, без конца задаете себе одни и те же мучительные вопросы: почему так случилось именно у меня? Что будет с моим ребенком? Поиски ответов на вопрос «кто виноват?» зачастую не дают результатов и являются пустой тратой времени и нервов. Пропустите этот вопрос и задайте себе другой – «что делать?». Этот вопрос подразумевает постановку цели, планирование и исполнение. И если судьба привела вас в мир болезни, бессмысленно вырываться и бежать обратно. Нужно лечиться и лечить, учиться и учить, сохраняя и развивая свой духовный мир.

О диагнозах и инвалидности

Нередко приходится слышать от родителей, что они боятся постановки диагноза ребенку и – особенно – инвалидности. На самом деле государственные люди не стремятся раздавать диагнозы и, тем более, инвалидность без оснований. Пособие по инвалидности – невеликие деньги для семьи, но не для государственной казны. И поэтому у вас с удовольствием это пособие в любой момент возьмут обратно, т.е. инвалидность снимут. Рассуждения о «пятне на всю жизнь» так же несостоятельны. Справки о диагнозах и инвалидности не являются препятствием в карьерном росте. Препятствием может быть только само заболевание. Поэтому нужно не бояться диагнозов и брать инвалидность, если ее дают. Нужно воспользоваться той малостью, которая гарантирована вашему ребенку государством.Хочу такой сайт

Как же строить отношения в семье, если родился больной ребенок?

Прежде всего, супругам не следует винить друг друга в случившемся. Постарайтесь поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Не замыкайтесь на своем несчастье, не ограничивайтесь только домашними заботами, общайтесь с друзьями, родственниками. Не стесняйтесь гулять с ребенком, спокойно отвечайте на вопросы посторонних. Научитесь гордиться своим ребенком. Найдите возможность оставлять малыша с кем-то из близких, чтобы отвлечься от постоянных забот. И помните, что вы не единственные, не первые и не последние родители, которых касается эта проблема. Конечно, вам нет дела до других, и от этого не легче. Но среди таких родителей были и инженеры и миллионеры, врачи и педагоги, артисты и министры. И многие не мирились с безразличием или отторжением, а отстаивали свои человеческие права. В связи с этим в каждом цивилизованном государстве есть законы в защиту прав просто ребенка и больного ребенка, а также инвалида детства. Такие законы есть и в Российской Федерации.

Как лучше организовать занятия?

Бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, есть, говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинайте регулярные занятия с малышом, как можно раньше и проводите их не эпизодически, а изо дня в день. Желательно, чтобы с ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему предъявляются и все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Однако практика показала, что необучаемых детей нет. Если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет панаму. Если ребенок не может самостоятельно выложить простую фигуру из палочек, то он соберет их и сложит в коробку. Важно подобрать доступное задание и запастись терпением. Другие родители завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: приходится показывать родителям, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания. К сожалению, достичь ощутимых результатов бывает трудно, но упорядочить поведение ребенка, научить его самообслуживанию и элементарным формам общения можно. Постоянные занятия с ребенком под руководством грамотных специалистов не только пойдут ему на пользу, но и облегчат вашу собственную жизнь, несмотря на то что реальные результаты вы можете получить очень не скоро.

Об образовании

Одним из конституционных прав каждого гражданина является право на образование. Причем образование, начиная с дошкольного возраста, а не только обучение в школе. И для реализации этого права в нашей стране есть обычные (массовые) и специальные дошкольные учреждения и школы. Некоторые родители боятся специальных детских садов, так, же, как и диагнозов, и объясняют это тем, что все будут знать, что ребенок ходил не в обычный детский сад, что потом он попадет в «плохую» школу и т.д. и т.п. Однако для себя надо уяснить следующее: первое, просто так в специализированный детский сад не направляют, значит для этого есть определенные показания; второе, дети в этих садиках развиваются лучше, чем в обычных. Почему? Потому что наполняемость группы меньше, а персонала – больше. И какого персонала! В нашем детском саду с вашим ребенком будут заниматься учитель-дефектолог, психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и воспитатели уж само собой. Нужно знать о том, что никто не может направить ребенка в специальную школу на том основании, что он посещал специальный детский сад. Закон об образовании в Российской Федерации утверждает равные права в получении образования всех граждан независимо от их особенностей. Сегодня становится доступным инклюзивное образование. И вот тут родителям нужно проявить разумность и прислушаться к мнениям специалистов, к рекомендациям ПМПК. Согласитесь, не очень-то приятно маленькому человеку начинать обучение в школе сразу с того, что он совсем ничего не может. Поэтому при выборе школы родителям лучше забыть свои амбиции и подумать о ребенке.

Учитель-дефектолог Муха О. М.

Литература:  Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.1996.

 Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: Книга для родителей ребенка с ДЦП. – СПб.2006.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».