Готовность к школе

11.12.2023

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой?

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности.

Подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

Из чего же состоит психологическая готовность к школе?

1. Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами).

2. Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

3. Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.

4. Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформировать позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

Формирование мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школе – одна из важных задач работы педагога-психолога детского сада. Для этого в работе используются комплексные программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста:

Хочу такой сайт

1) «Приключения будущих первоклассников «Лесная школа». Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление детей. В игровой форме детям предлагаются различные школьные ситуации, которые они решают всей группой. Таким образом морально готовятся к принятию новой социальной позиции – «Роль школьника».

2)  «Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику». Данное пособие открывает дошкольникам путь к восприятию математических знаний. Оно составлено на основе анализа реальных трудностей детей при усвоении азов математики и ориентировано на повышение мотивации к обучению, подготовку самой способности учиться. Задания объединены увлекательным сюжетом. Детей ждут веселые приключения и испытания, преодолевая которые они не только получат конкретные знания, но и станут более любознательными, внимательными, целеустремленными.

 

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

1. Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.

2. Желательно записаться в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.

3. Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.

4. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.

5. Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.

6. Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки. Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

 

Зинкевич Е.А.,

педагог-психолог.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».