03.07.2023
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. Правильное развитие речевого дыхания у дошкольников требует регулярных занятий.
Поэтому мы решили обратить внимание родителей наших ребят на эту важную тему и провели для них консультацию "Речевое дыхание-основа правильной речи" и мастер-класс, где показали, какими способами можно развивать речевое дыхание. А в заключении ребята совместно с родителями изготовили тренажер для формирования сильной и направленной воздушной струи.
22.11.2023
Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?
Нарушения речевого дыхания могут быть
- следствием общей ослабленности,
- аденоидных разращений,
- различных сердечно -сосудистых заболеваний.
Существует множество несовершенств речевого дыхания: неумение рационально использовать вы-дох; речь на вдохе;неполное возобновление запаса воздуха.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох - они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.
В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- - не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
- - температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
- - одежда не должна стеснять движений;
- - не заниматься сразу после приема пищи;
- - не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:
дутье через соломку в стакан с водой;
- надувание воздушных шаров;
- дутье на разноцветные вертушки;
- игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
- пускание мыльных пузырей;
- дутье на одуванчики весной.