23.03.2023
Речь. Ритм. Движение.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его
физического и психического развития. Формирование движений происходит
при участии речи, а разнообразные действия руками, пальчиковые игры
стимулируют процесс речевого и умственного развития. Ученые доказали,
что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых»
зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала:
«Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества,
оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения
первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки.
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же
ход развития речи ребенка. Есть все основания рассматривать кисть руки как
орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат».
Жестовая, невербальная, альтернативная коммуникация особенно важна
для детей с выраженными проблемами речевого развития, для «безречевых»
детей. В своей работе мы активно используем стихотворные тексты,
сопровождаемые жестами, помогающими проиллюстрировать и запомнить
текст. С каждой новой темой пополняется копилка пальчиковых игр и
упражнений, движения руками становятся разнообразнее и точнее,
стимулируется речевая активность, увеличивается количество выученных
стихотворений.
Одно из последних стихотворений «Моей мамочке» Татьяны Сивцевой
мы с ребятами рассказали для мам на утреннике «Мама – это солнышко»,
посвященном Международному женскому дню 8 марта.