ЧЕМ ОПАСНО ЧУВСТВО СТЫДА И ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ПОЛЕЗНО БЫТЬ ВИНОВАТЫМ?

10.06.2020

Маленькие дети свободны от условностей и предрассудков. Они совершенно спокойно могут бегать голыми, тыкать пальцем в незнакомых людей или исследовать содержимое своего горшка. Для них нет ничего предосудительного в этом, так они познают мир. Постепенно родители и социум приобщают ребенка к нормам и морально-этическим принципам жизни в мире людей. А таких норм бесконечное множество: нельзя выходить из дома нагишом, нельзя отбирать чужие игрушки, нельзя громко смеяться в музее, нельзя, нельзя, нельзя… В тот момент, когда ребенок становится способен отделить свое “Я” от окружающего мира и начинает воспринимать себя как личность, возникает чувство стыда. Как правило, малыш до 3 лет не способен сопоставлять себя со своими поступками. Нормы и морально-этические принципы поведения ребенок усваивает в дошкольном возрасте. Психологи утверждают, что совесть и понятие стыда относительно формируются лишь к 7 годам. Стыд — социальное чувство, которое формируется в каждом ребенке естественным образом. Стыдливость и стеснение появляются в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, степени его чувствительности. Стыд — это про личные границы, про восприятие своей интимности. Стыд тесно связан с социальными нормами, правилами поведения, принятыми в конкретной культурной среде. Человек испытывает чувство стыда, когда вынужден выставить напоказ что-то очень личное, что неуместно и не принято в обществе. А еще стыд — это про принятие и отвержение. Это чувство позволяет воздействовать на ребенка через страх быть отвергнутым. Детей учат стыдиться того, что в обществе не принято. Им так и говорят: “Здесь так не принято, так поступать стыдно, нарушителям у нас не место…” Ребенок готов слушаться и заслуживать поощрение, принятие, потому что быть отвергнутым — самая страшная угроза для него. Многие родители неосознанно используют стыд как метод воспитания социально-приемлемых моделей поведения ребенка. Со стороны кажется, будто такой метод работает безотказно. Стыд — очень сильное негативно окрашенное чувство, которое заставляет детскую незрелую психику подчиняться. Однако за ним скрываются и другие негативные чувства: страх, обида, ненависть, непринятие себя. Когда ребенка пристыжают, он не извлекает из этого ценный урок, не понимает причины родительского гнева. Он лишь боится этого гнева, боится быть отвергнутым, ненужным. Еще хуже, если ребенка пристыжают прилюдно. Для многих такие воспоминания остаются травмирующими даже во взрослом возрасте. Воспитание стыдом — один из самых жестоких способов наказания ребенка. Задача взрослых — не наказывать, а воспитывать детей. Эффективно воспитать через стыд невозможно. Ребенок, совершив ошибку, должен испытать не чувство стыда, а чувство вины. Важно понимать отличие в этих состояниях. Когда ребенку стыдно, то это обо всем сразу: “я сделал что-то не так, я не такой как все, я плохой”. Ребенку стыдно за поступок, за себя, за свое существование. Это чувство приводит в тупик, вводит в некое оцепенение. Ребенок понимает, что плохой, и совершенно не видит выхода, способа исправить свое положение. Это ощущение стыда и собственной неполноценности прирастает к нему на долгие годы, влияет на самооценку, самопринятие, мировоззрение. Чувство вины — конструктивное, развивающее. Оно связано с принятием ответственности за свои поступки. Оно касается только поступков и не затрагивает личность ребенка. И самое важное: виновник имеет все возможности признать свою вину, извиниться и исправить ошибку. Если ребенок говорит: “Простите, мне очень стыдно, больше так не буду” — это работа чувства вины, раскаяние. Приведем пример: ребенок случайно разлил молоко, пытаясь приготовить себе завтрак. Мама в гневе: “Ах ты, как тебе не стыдно, да откуда только руки у тебя растут…”. Итог: ребенку стыдно, хочется провалиться сквозь землю, раствориться или оторвать себе руки. Он сам ведь не хотел, чтобы это случилось. Теперь сравните: “Пол в молоке — твоя вина, поэтому тебе придется взять тряпку и навести порядок”. Нет катастрофы, ребенок нормальный, он способен исправить ситуацию без урона для собственной психики. Воспитание ребенка стыдом — сильнейшая манипуляция. Люди, с детства привыкшие быть “удобными”, “правильными”, “одобренными”, становятся неуверенными и социально зависимыми взрослыми. Они не способны принимать самостоятельные решения и полностью ориентированы на мнение окружающих, даже совершенно незнакомых, людей. Есть единственный способ избежать последствий воспитания с помощью стыда: анализировать свои реакции на ребенка и его поступки. Прежде, чем сказать что-то, подумайте, это ли на самом деле вы имеете в виду? Поставьте себя на место ребенка: что вы бы хотели услышать в подобной ситуации. В отношениях с ребенком важно помнить: Стыд пугает, а не воспитывает. Вместо того, чтобы стыдить ребенка, разъясните ошибку простыми словами, покажите как надо на своем примере, расскажите поучительную сказку. Стыдливость, совесть и мораль формируются естественным образом у каждого ребенка. Для этого нет необходимости пристыжать и демонстрировать недовольство, достаточно лишь беседовать о правилах поведения, читать хорошие книги, отвечать на вопросы ребенка. Использовать стыд в воспитании детей некорректно, и это относится не только к родителям. Научите ребенка не воспринимать оценки и критику других взрослых как бесспорную истину. Ответственность — верный путь к зрелости. Учите ребенка понимать последствия своих поступков и своевременно исправлять ошибки. При этом показывайте, что все равно его любите и уважаете, пусть он и не прав. Принятие, поддержка и своевременное разъяснение сделают для развития ребенка гораздо больше, чем фразы “Как тебе не стыдно?” или “Стыдно таким быть”.Хочу такой сайт



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».