05.07.2022
Школьное обучение является одним из
основных звеньев в процессе воспитания человека.
Готовность к школьному обучению включает
в себя необходимый уровень физического и психического развития ребенка, а также
приобретенные им определенные суммы знаний, умений и навыков. Решающая роль
принадлежит социальной среде, условиям воспитания и обучения, которые должны
носить развивающий характер, т.е. максимально способствовать развитию
познавательных возможностей ребенка, формированию его личностных качеств,
социальных потребностей и интересов, общественно ценных черт характера.
Школьное обучение требует, прежде всего,
достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенку выдержать
увеличившуюся нагрузку. Ребенок должен перейти к новому режиму работы, сна и
адаптироваться к новым условиям жизни. Особое значение для адаптации имеют
навыки самообслуживания: умение правильно одеваться и достаточно быстро раздеваться,
аккуратно есть, причесываться, следить за своим внешним видом, умение
пользоваться туалетом и т.д.
Для того чтобы ребенок вошел в новый
режим, включился в новую деятельность, важной предпосылкой является организация
и темп деятельности. Ребенок должен вовремя включиться в работу, уметь
переключиться с одного задания на другое. Все это формируется в детском саду в
процессе образовательной и игровой деятельности, в режимных моментах.
Другой необходимой предпосылкой к
усвоению школьной программы является наличие у ребенка с ограниченными
возможностями здоровья элементарных познавательных интересов и познавательной
активности. Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы
дать детям определенные знания, умения и навыки. Важно воспитать у них
потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.
Развитие интереса к окружающему, к
познанию происходит в разных видах деятельности: предметной, игровой,
изобразительной, конструктивной, трудовой, речевой. Элементы учебной деятельности
начинают формироваться у ребенка с самого начала пребывания в детском саду. Все
виды детской деятельности позволяют так организовать опыт особенного ребенка,
чтобы мобилизовать все его познавательные возможности, стимулировать общие
интеллектуальные умения, которые составляют основу школьного обучения.
Всесторонней подготовке к школе
способствуют следующие условия:
- сотрудничество ребенка со взрослым,
где взрослый – источник социального опыта, нравственных норм поведения, знаний
и умений;
- умение ребенка преодолевать трудности,
когда весь процесс развития оказывается для ребенка с ОВЗ процессом упорного
труда;
- создание ситуации успеха: любая
деятельность должна приносить удовлетворение, ребенку необходимо обеспечить
такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом.
- развитие общения ребенка со взрослым и
с другими детьми, сверстниками.
Таким образом, весь процесс
коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы в группе
компенсирующей направленности и есть процесс, обеспечивающий подготовку ребенка
с ОВЗ к переходу на следующую ступень образования, к поступлению его в школу.