Адаптированная образовательная программа по физической культуре для детей с ОВЗ 2021-2025 гг.

Содержание

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи АООП
1.1.2. Принципы и подходы к формированию АООП
1.1.3. Характеристики, значимые для реализации АООП по развитию детей с
ОВЗ в группах компенсирующей направленности для детей с
ЗПР и ТНР.
1.2. Планируемые результаты освоения АООП
II. Содержательный раздел
2.1 Организация образовательной деятельности по образовательной области
«Физическое развитие»
2.1.1. Формы, способы, методы и средства реализации образовательной области
«Физическое развитие»
2.1.2. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей.
2.1.3. Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с
семьями дошкольников
III. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение АООП
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
воспитания
3.3. Режим дня и расписание образовательной деятельности
3.4. Развивающая предметно – пространственная среда

2

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа (далее - АООП) группы
компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и тяжёлым нарушением речи (далее – ТНР) направлена на развитие детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Данная АООП разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993г., с учетом поправок )
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации»
- Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ (ред. от 17.10.2013) «Об
образовании» в Свердловской области
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (01.01.2021 г.)
- Устав Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Яблонька» комбинированного вида», утвержден постановлением
администрации городского округа «Город Лесной» от 20.03.2014г. № 472
на основе программ:
− Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением интеллекта Коррекционно – развивающее обучение и воспитание:/
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева;
− Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи» /Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,
Т.В.Туманова, С.А.Миронова;
− Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного
образования (https://fgosreestr.ru/),
Программа обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом
их возрастных и индивидуальных особенностей, строится на принципе личностно –
развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.1.1. Цели и задачи АООП
Целью рабочей программы является формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель Программы достигается через решение следующих задач в соответствии с
ФГОС ДО:

3

1. двигательной, связанной с выполнением упражнений направленной на развитие таких
физических качеств как: координация и гибкость, способствующей правильному
формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия,
координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, связанной с правильным,
не наносящим вреда организму; выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки,
метание, ориентировка в пространстве);
2. формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение
подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни,
овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном р ежиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
1.1.2. Принципы и подходы к формированию АООП
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на физическое развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Основными принципами и подходами к формированию АООП:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой
практике дошкольного образования);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
- варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
- сотрудничество детского сада и семьи;
- создание условий для развития воспитания и коррекции каждого ребёнка с ОВЗ в
соответствии с его возрастными и индивидуальными способностями.
1.1.2. Характеристики, значимые для реализации АООП по развитию детей с ОВЗ
в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ТНР.
В ДОУ функционирует 7 групп компенсирующей направленности из них: 4
группы для детей с задержкой психического развития; 2 группы для детей с тяжелыми
нарушениями речи; 1 группа для детей с расстройство аутистического спектра.
а) Психофизические особенности у детей ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей
с
задержкой
психического
развития представлена в «Примерной адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования детей с задержкой психического развития».
4

Дошкольники с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих
детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут
себя как дети 4—5 лет, т.е. разница в 2—3 года. Они более зависимы от взрослого,
значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные
интересы. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции
поведения, в результате чего не могут относительно долго сосредоточиться на каком-либо
одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них
тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой
сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко
переходят от смеха к слезам и наоборот.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря,
недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них
недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в
неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной
неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз руки и пальцев.
устанавливаемых взрослым.
Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере
связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно
характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их
нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования
показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не
всегда значительны.
По уровню сформированности всех трех (наглядно-действенного, нагляднообразного, словесно-логического) видов мышления дети с ЗПР отстают от нормально
развивающихся сверстников.
Возрастные особенности дошкольников с задержкой психического развития.
1 год обучения: В процессе ходьбы отмечаются скованные движения. Нарушена
координация движения рук и ног. При подскоках затруднено отрывание ног от пола,
ребенок часто приседает, имитируя подскоки. Сдерживание движений по сигналу стоп
затруднено.
2 год обучения: При ходьбе опускает голову, движения рук и ног недостаточно
координированы. При ходьбе по скамейке наблюдается напряжение, ребенок с ЗПР
пытается ходить боком, приставляя ноги. Во время прыжков заметно напряжение, страх.
3 год обучения: В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость
движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок с ЗПР
затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки
вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте
затруднено. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже
прямолинейных форм.
4 год обучения: Настойчиво проявляют элементы творчества при выполнении
физических упражнений и игр, осуществляет активное использование двигательного
5

опыта и навыков ЗОЖ в новых обстоятельствах, однако есть затруднения в играх с
мячом, не желание передавать мяч, не правильная ловля и подача мяча.
Слабо развиты виды бега: подскоки, челночный бег, с захлестом голени. Прыжки
через скакалку. Нарушено равновесие.
б) Особенности психофизического развития у детей с ТНР.
Общая характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи представлена в
«Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это
дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое
расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту,
дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с
трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Появление речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь
аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным
показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном,
на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна.
Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального
обучения резко падает. Присуще некоторое отставание в развитии двигательной
сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в
выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
в) Особенности психофизического развития умственно отсталых детей
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
представлена в «Примерной адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования детей с умственной отсталостью».
В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием
органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический
процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка –
мотивационно-потребностная,
социальноличностная,
моторно-двигательная;
эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление,
деятельность, речь, поведение.
При организации коррекционно-педагогической работы, необходимо учитывать
степень выраженности умственной отсталости и общие закономерности нормативного
развития, последовательность и поэтапность становления формируемых функций.
К концу дошкольного возраста более половины умственно отсталых детей
достигают уровня развития восприятия, с которым нормальные дети начинают
дошкольный возраст. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения
сенсорных эталонов, которые способствуют запоминанию слов, обозначающих свойства
формы, величины и цвета. У детей с нормальным развитием второй
стороной чувственного познания после восприятия является наглядно-действенное
мышление. Оно содержит в себе стороны мыслительной деятельности: определение цели,
6

условий, средств ее достижения. Наглядно-действенное мышление – исходное, на его
основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое. У умственно
отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе
развития.
Далеко не всем детям к концу дошкольного возраста оказывается доступным
выполнение даже таких практических задач, в которых действие, выполненное орудием
или рукой, направлено на достижение практического результата. У детей отсутствует
активный поиск решения, они остаются равнодушными к результату. Умственно отсталый
ребенок дошкольного возраста в отличие от нормального не умеет ориентироваться в
пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объектов и
отношения между ними. Таким образом, тогда как к 6 годам нормально развивающийся
ребенок достигает огромных успехов в познавательной сфере, ребенок с умственной
отсталостью значительно отстает в развитии всех психических функций. Отдельные
дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый
слог нужного слова. Фонетический строй речи почти у всех таких детей к началу
школьного обучения оказывается сформированным не полностью. Исключения весьма
редки. Однако данное явление происходит только в случае, если развитию и коррекции
ребенка не уделяется внимание. Будучи помещенными в специальное детское
учреждение, в котором проводятся коррекционно-развивающие занятия, эти дети
достигают больших успехов в развитии речи и познавательных процессов.
г) Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра
Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройством аутистического
спектра представлена в «Особенности психического развития и психологической
коррекции детей с ранним детским аутизмом» О.С.Никольская; Автореф. дисс. канд.
психол. наук. – М., 1985.
В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autos — сам), имеющие
сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенченских нарушений. Для
этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и
вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Суть
нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает
сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения
являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них
свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную,
перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Причиной аутизма
являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные
генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной
женщины. У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна,
эгоцентрична, оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного
контактов.
Четыре основные группы детей с аутизмом.
К 1 группе относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны
наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают
навыками социального поведения, у них, как правило, не наблюдается стереотипных
действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют
навыками самообслуживания.
7

Дети 2-й группы отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с
детьми 1-й группы. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом.
Аффекты, протест вызывают изменения вповедении даже в привычной среде. Считают,
что когда дети уходят отнеприятных переживаний посредством аутостимуляции. Это
могут быть повторяющиеся движения (перебежки, бег по кругу), сенсорные действия
(подергивание уха, закручивание ленточек, нюханье флакончика), речевые стереотипии
(повторение фраз, стихов, припевов). В контакты вступают неохотно. Отвечают
односложно или молчат.
В 3-ю группу выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к
психопатоподобному. Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети
эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й групп,
они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно
организованном психолого-педагогическом сопровождении они могут учиться в
общеобразовательной школе.
4-ая группа. У этих детей менее выражены аутистические признаки. Они усваивают
поведенческие штампы. Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих
людей. Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны,
сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают
одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в
общеобразовательной школе.
Категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее
часто проявляющиеся нарушения: стремление к изоляции, странности в поведении,
манерность.
Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Специализированная
помощь нужна на протяжении всей их жизни; они нуждаются в лечении и обучении
одновременно.
1.2. Планируемые результаты освоения АООП
В зависимости от уровня развития физических способностей детей с ОВЗ,
предлагается несколько вариантов освоения Программы.
− воспитанники с ОВЗ, достигшие к моменту освоения программы уровня развития,
близкого
к
норме
Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи»
/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова;
- воспитанники с ОВЗ, имеющие отставания в развитии и требования к итоговым
достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям здоровых детей.
Целевые ориентиры рассматриваются в рамках программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Коррекционно –
развивающее обучение и воспитание:/ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева..
Педагогическая диагностика
Реализация основной общеобразовательной программы предполагает оценку
индивидуального развития детей. Такая оценка осуществляется в рамках диагностики
педагогического процесса, автора-составителя Верещагиной Натальи Валентиновны,

8

кандидата психологических наук, практикующего педагог – психолога и учителя–
дефектолога с детьми дошкольного возраста.
Диагностический материал в таблицах направлен на оценку физических качеств во
всех возрастных группах МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька». Педагогическая
диагностика проводится два раза в год (сентябрь и май), а также промежуточная
диагностика в январе как дополнительное сопровождение. Параметры дополнены с
учётом программ Стребелевой Е.А. «Коррекционно – развивающее обучение и
воспитание» и Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Коррекция нарушений речи». Полученные
результаты позволяют сделать количественный и качественный анализ по каждому
ребёнку,
определить
общегрупповое
освоение
воспитанниками
содержания
образовательной области «Физическое развитие» в группах дошкольного возраста и
определить зону ближайшего развития детей, построить дальнейший коррекционноразвивающий процесс.
Таблицы результатов педагогической диагностики хранятся у инструктора по
физической культуре и являются приложением к данной программе.
II. Содержательный раздел
2.1. Организация образовательной деятельности по образовательной области
«Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в игровой и двигательной
деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму
при выполнении основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.).
Основные цели и задачи:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и
физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного
физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений,
воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование
правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие
инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к
самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических
упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и
любви к спорту.
Физическое развитие детей с ОВЗ.
9

Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование
функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных
движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной
моторики и развитие зрительно-двигательной координации.
Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью помимо
непосредственно образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям
образовательного стандарта, решались развивающие, коррекционные и оздоровительные
задачи, воспитывалось представление о здоровом образе жизни, а также приобщение
детей к физической активности.
Стратегия организации физического воспитания разрабатывается с учетом
физиологических механизмов становления движения в процессе развития растущего
детского организма.
Основные задачи физического развития в группах дошкольного возраста
представлены в таблице 1, 2.
Таблица 1
Основные задачи образовательной деятельности в группах ТНР.
Средняя группа
( 4 – 5 лет)

Формировать правильную осанку.
Развивать двигательные умения и навыки детей, умение творчески
использовать их в самостоятельной деятельности.
Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованным
движением рук и ног.
Учить ползать, пролезать, подлезать,
перелезать
через
предметы; перелезать с одного пролета гимнастической стенки на
другой (по горизонтали).
Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в
прыжках на двух ногах, сочетать отталкивание со взмахом рук, при
приземлении сохранять равновесие.
Учить прыжкам через короткую скакалку.
Закреплять умение принимать правильное и.п. при метании.
Отбивать мяч о землю одной рукой, бросать и ловить его кистями
рук (не прижимая к груди).
Учить построениям, соблюдению дистанции во время
передвижения.
Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость,
гибкость, ловкость и др.
Во всех формах организации двигательной деятельности
развивать у детей организованность,
самостоятельность,
инициативность,
умение
поддерживать
дружеские
взаимоотношения со сверстниками.
Подвижные
игры.
Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно
относиться к выполнению правил игры.
Продолжать развивать активность детей в играх с мячами,
скакалками, обручами и т. д.
Развивать
быстроту,
силу,
ловкость,
пространственную
ориентировку.
Воспитывать самостоятельность инициативность в организации
знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.
10

Старшая группа
(5 – 6 лет)

Продолжать формировать правильную осанку.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать
быстроту, силу, выносливость, гибкость.
Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично
отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением
препятствий.
Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.
Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, прыгать на мягкое
покрытие, через длинную скакалку.
Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и
ловить мяч одной рукой, отбивать его на месте и в ходьбе.
Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь
к занятиям, убирать его на место.
Поддерживать интерес к занятиям различным видам спорта,
сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни
страны.
Подвижные игры.
Учить элементам спортивных игр, элементам соревнований, играмэстафетам.
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые
подвижные игры, проявлять инициативу и творчество.
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с
элементами соревнований, играх-эстафетах.
Подготовительная
Формировать
потребность
в
ежедневной
двигательной
деятельности.
к школе
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных
(6 – 7 лет)
видах деятельности.
Совершенствовать технику основных
движений,
добиваясь
естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое
покрытие, в длину и высоту с разбега.
Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча.
Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической
стенки по диагонали.
Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения,
равняться
в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения
ритмично, в указанном темпе.
Развивать психофизические качества:
силу,
быстроту,
выносливость, ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом
равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в
пространстве.
Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного
инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
Воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость,
организованность, инициативность, самостоятельность, творчество,
фантазию.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту,
достижениям в области спорта.
Подвижные игры.
11

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать
подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр,
комбинировать движения.
Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том
числе с элементами соревнования), способствующие развитию
психофизических качеств.
Таблица 2
Основные задачи образовательной деятельности в группах ЗПР, РАС.
1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Учить детей внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к
нему лицом, когда он говори; тихо входить в спортивный зал и
строиться в шеренгу по опорному знаку (стенке, веревке, ленте,
палке).
Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому,
ходить стайкой за воспитателем.
Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой, ходить по
дорожке и следам.
Учить спрыгивать с высоты 10-15 см.; ползать по ковровой
дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой
взрослого и самостоятельно спускаться с нее; проползать под
веревкой, под скамейкой; удерживаться на перекладине с помощью
взрослого
Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение
лежа на животе и обратно.
Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
Учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к
нему лицом, когда он говорит.
Учить выполнять движения и действия по подражанию, показу и
речевой инструкции взрослого.
Учить детей переворачиваться из положения лежа на спине в
положение лежа на животе.
Учить детей строиться и ходить в шеренге по опорному знаку
(веревке, ленте, палке); ходить и бегать вслед за воспитателем;
ходить по дорожке и следам.
Учить прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками;
подлезать и ползать по гимнастической скамейке; бросать мяч в цель
двумя руками, ловить мяч среднего размера
Формировать у детей интерес к участию в подвижных играх.
Обучать правилам некоторых подвижных игр.
Учить детей подтягиваться на перекладине.
Учить детей выполнять упражнения по показу, по подражанию и
отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх - вперед - в
стороны -за голову - на плечи) ; выполнять скрестные движения
руками.
Учить детей ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные
стороны (вперед); ходить на носках с перешагиванием через палки,
наступая на кубы, «кирпичики»; ходить, высоко поднимая колени.
Учить детей передвигаться прыжками вперед.
Учить детей ловить и бросать мяч большого и среднего размера;
12

4-й год обучения

передавать один большой мяч друг другу, стоя в кругу.
Учить детей метать в цель предмет (мешочек с песком); ползать по
гимнастической скамейке на четвереньках; подлезать под
скамейкой, воротами, различными конструкциями и перелезать
через них.
Формировать у детей умение удерживаться на гимнастической
стенке и лазать вверх и вниз по ней.
Формировать у детей желание участвовать в коллективных
подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них,
проявлять инициативу при выборе игры.
Учить
детей
выполнять
по
речевой
инструкции
ряд
последовательных движений без предметов и с предметами.
Учить детей находить свое место в шеренге по сигналу;
перестраиваться в колонну и парами
Учить детей ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стопы;
согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; ходить и
бегать изменением направления - змейкой, по диагонали.
Учить ходить по наклонной гимнастической доске.
Закреплять у детей умение прыгать на двух ногах и на одной ноге.
Учить детей попадать в цель с расстояния 5 м. Продолжать учить
детей бросать и ловить мячи разного размера.
Учить лазать вверх и вниз по шведской стенке, перелезать на
соседний пролет стенки.
Продолжать обучать выполнению комплекса упражнений
утренней зарядки и разминки в течение дня.
Формировать желание участвовать в знакомой подвижной игре,
умение предлагать сверстникам участвовать в играх.

Комплексно-тематическое планирование (КТП) составляется в соответствии с годом
обучения воспитанников группы и возраста детей на основе АООП ДО МБДОУ
«Детский сад №22 «Яблонька».
Комплексно-тематическое планирование является приложением к данной
программе и хранятся у инструктора по физической культуре.
2.1.1. Формы, способы, методы и средства реализации образовательной области
«Физическое развитие»
Формы реализации программы
совместная
деятельность
• утренняя гимнастика
• физкультминутки
• физкультурные
занятия
• спортивные игры и
упражнения
• спортивный праздник
и досуг
• гимнастика после
дневного сна

самостоятельная
деятельность
• подвижные игры
• игры во время прогулки
• спортивные упражнения
(катание на санках, лыжах,
велосипеде и пр.)
• рассматривание
• иллюстраций о спорте и
спортсменах

взаимодействие
с семьей
• беседа,
• консультация;
• привлечение
• родителей к организации
спортивных праздниках
• участие в проектной
деятельности
• совместное участие в
спортивных мероприятиях,
соревнованиях
13

• минутка здоровья;
• игровые беседы с
• элементами движений
• хороводные и
подвижные игры
Способы
•
•
•
•

фронтальный
поточный
групповой
индивидуальный

Методы и приемы

Средства

Наглядные:
• естественные силы
• показ
природы
• тактильно-мышечные
• гигиенические факторы
• приемы (помощь педагога) • физические упражнения
Наглядно-слуховые
• музыкальное сопровождение
Словесные:
• объяснение
• подача команд
• словесная инструкция
Практические:
• проведение упражнений в
• соревновательной форме
повторение упражнений

2.1.2. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей.
Коррекционно – развивающая работа в группах компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ направлена на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ,
зачисленных в группу по направлению ПМПК, оказание им квалифицированной помощи
в освоении АООП;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья АООП, их
разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации через реализацию адаптированной
образовательной программы (АОП) и специальной индивидуальной программы развития
(СИПР).
Результативность коррекционно-развивающей работы отслеживается через
мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением
последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в
индивидуальные маршруты коррекции.
При проведении педагогической диагностики с использованием параметров
программы Е.С. Стребелевой сформированность навыка оценивается по трём критериям:
навык сформирован (с заданиями справляется самостоятельно), в стадии формирования (с
заданиями справляется с помощью), не сформирован (с заданиями не справляется).
Оценка уровня развития ребёнка в соответствии с возрастными характеристиками
происходит по пятибалльной системе. При подсчёте среднего балла нормативными
вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребёнку или
14

общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних
значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка. Среднее
значение меньше 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития
ребёнка возрасту, а так же необходимости корректировки педагогического процесса в
группе по данному параметру.
Педагогическая диагностика позволяет:
− оценить возможности каждого воспитанника с ОВЗ и выявить их особые
образовательные потребности;
− спланировать коррекционные мероприятия;
− оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
− консультировать родителей ребёнка с ОВЗ.
Предельная наполняемость групп: 12 человек. Группы компенсирующей
направленности комплектуется по заключению территориальной психолого-медикопедагогической комиссии городского округа «Город Лесной», заявлению родителей
(законных представителей) воспитанников. Нормативные сроки освоения программы – 34 года.
Для реализации задач и направлений по организации коррекционно-развивающей
работы необходимо:
- обеспечить активное участие членов педагогического коллектива в разработке и
сопровождении рабочих программ, коррекционно-развивающих, индивидуальных
адаптированных образовательных программ;
- осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия воспитателей,
учителей-логопедов,
учителей-дефектологов,
педагогов-психологов,
педагогов
дополнительного образования, родителей (законных представителей).
ДОУ созданы необходимые условия для ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в среду типично развивающихся сверстников с целью наиболее полного
удовлетворения потребностей воспитанника в социально-личностном развитии и
обеспечения ему единых стартовых возможностей для поступления в начальную школу.
Интеграция воспитанников с ОВЗ происходит за счет проведения совместных праздников,
развлечений, досугов в старшем дошкольном возрасте, где воспитанники с ОВЗ являются
активными участниками мероприятий наравне с нормально развивающимися
сверстниками. Воспитанники младшего дошкольного возраста с ОВЗ так же не остаются
без внимания: постепенно проходит адаптация к условиям ДОУ, и на определенном этапе
они становятся полноправными участниками жизни в детском саду, сначала как зрители, а
затем и как участники.
Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие
двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной
координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в
семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех
видов детской деятельности с учетом воз растных и индивидуальных особенностей
дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой , игры и
развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и
климатические условия.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и
общие, и коррекционные задачи. Основная задача — стимулировать позитивные сдвиги в
15

организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества
и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование
организма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и
оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных
представлений;
изучение в процессе предметной деятельности различных свойств
материалов, а также назначения предметов; развитие речи посредством
движения; формирование в процессе двигательной деятельности различных
видов познавательной деятельности;
управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств
личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в
колонну друг за другом, в круг; ходьба и бег; прыжки; лазанье; ползание; метание;
общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на
координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия.
В настоящее время в систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ
включается адаптивная физическая культура (АФК) — комплекс мер спортивнооздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной
социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических
барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию
необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная
физкультура
обеспечивает
лечебный,
общеукрепляющий,
реабилитационный,
профилактический и другие эффекты.
Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:
формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами
здоровых сверстников;
развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических
барьеров, препятствующих полноценной жизни;
формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и
органов вместо отсутствующих или нарушенных;
развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для
полноценного функционирования в обществе; формировать потребность быть здоровым,
насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению
умственной и физической работоспособности; формировать осознание необходимости
своего личного вклада в жизнь общества; формировать желание улучшать свои
личностные качества.
АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют
интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей.
Цель АФК — улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством физической
активности и спорта. Основной задачей является решение конкретных психомоторных
проблем, как путем изменения самого ребенка, так и изменения окружающей среды, по
возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни, к
равным со своими здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом.
Система занятий по физическому воспитанию для дошкольников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (ДЦП) разрабатывается индивидуально (совместно с
16

инструктором ЛФК). На первичном приеме ребенка присутствует воспитатель по
физической культуре. Он анализирует медицинскую документацию совместно с
инструктором ЛФК (выписки из истории болезни, рекомендации ортопеда, невролога,
врачей из стационаров и др.), беседует с родителями, наблюдает за ребенком в свободной
деятельности. Совместно с инструктором ЛФК определяется двигательный статус в
соответствии с ведущим неврологическим синдромом: состояние моторной функции, рук,
наличие тонических рефлексов. Затем заполняется первичный протокол обследования
ребенка, в котором подробно описывается двигательный статус ребенка. На втором этапе
организуется комплексное обследование, результаты которого заносятся в карту. Исходя
из этого, разрабатывается индивидуальная программа по формированию двигательных
умений и навыков для каждого ребенка. В программе определяется двигательный и
ортопедический режим (использование различных ортопедических приспособлений для
ходьбы, коррекции положения рук и пальцев, для удержания головы), дозирование
нагрузок, указываются противопоказания к применению тех или иных приемов. В ходе
работы по физическому воспитанию учитываются рекомендации всех специалистов. Для
ребенка с ДЦП важно соблюдать общий двигательный режим. Он не должен более 20
минут находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально
подбираются наиболее адекватные позы. В процессе работы с детьми используются
физкультминутки, физкультпаузы. В свободное время дети принимают участие в
физкультурно-массовых мероприятиях, интеграционных спортивных праздниках, досугах.
Все мероприятия, которые будут проводиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме
специалистов. Целью физического воспитания детей, страдающих церебральным
параличом, является создание при помощи коррекционных физических упражнений и
специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной и
социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.
Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование
двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между
детьми.
В совокупности обозначенные образовательные области обеспечивают решение
общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои
коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что
дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, обусловленные
непосредственно имеющимися нарушениями. Содержание базовых направлений работы в
программах воспитания и обучения сочетается со специальными коррекционными
областями. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном
воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, на формирование
навыков взаимодействия с взрослыми и со сверстниками. При сенсорных, двигательных
нарушениях в содержание программы включаются такие коррекционные разделы, как:
«Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушениями зрения), «Развитие
слухового восприятия и обучение произношению» (для детей с нарушениями слуха),
«Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических
возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной
сферы) и др.
Задачи обучения и воспитания, а так же основное содержание работы расположены в
программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание (авторы
17

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., 2003), раздел «Физическое развитие и физическое
воспитание».
2.1.3. Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями
дошкольников
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие
в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия инструктора по физической культуре с
семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с особенностями физического развития детей и
адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье,
способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурногигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить
партнерские отношения с ребенком.
4. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе,
уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
5. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье,
обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки,
лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на
улице, в лесу, у водоема.
6. Привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в ДОУ, городе, области (Кросс Нации, Уральская Лыжня,
День Защитника Отечества и т.д.).
Формы взаимодействия с семьями группы.
1. Фронтальные: собрания, практические занятия, анкетирование, наглядная агитация:
папки, фотовыставки, плакаты.
2. Подгрупповые: консультации, беседы.
3. Индивидуальные: совет, рекомендация, консультация, беседа.
III. Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение АООП
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в МБДОУ
соответствует современным требованиям и нормам.
Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ организуется в соответствии с:
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
−
правилами пожарной безопасности

18

требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей
дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
требованиями к оснащенности помещений развивающей предметнопространственной средой;
требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплекс, оборудование, оснащение (предметы)).
Спортивный зал МБДОУ оборудован современным спортивным инвентарем и
нетрадиционным оборудованием.
3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения воспитания
− Методическая литература и дидактические материалы подобраны с учётом
Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного
образования (https://fgosreestr.ru/), соответствуют современным требованиям ФГОС ДО и
СанПиН.
3.3. Режим дня и расписание образовательной деятельности
Учебный план реализации

Подвижные игры во
время приёма детей
Утренняя
гимнастика
Физкультминутки
Образовательная
деятельность по
физическому
развитию (2 в зале, 1
на улице)
Подвижные игры:
- сюжетные
- бессюжетные
- игры-забавы
- соревнования
- эстафеты
Оздоровительные
мероприятия:
- гимнастика
пробуждения
- дыхательная
гимнастика

1 год
обучения
Ежедневно
3-5 мин.
Ежедневно
3-5 мин.
2-3 мин
2 раза в
неделю
10-15 мин.

2 год
обучения
Ежедневно
5-7 мин.
Ежедневно
5-7 мин.
2-3 мин
2 раза в
неделю
15-20 мин.

3 год
обучения
Ежедневно
7-10 мин.
Ежедневно
7-10 мин.
2-3 мин
3 раза в
неделю
20-25 мин.

4 год
обучения
Ежедневно
10-12 мин.
Ежедневно
10-12 мин.
2-3 мин
3 раза в
неделю
25 – 30 мин.

Ежедневно не
менее двух
игр по 5-7
мин.

Ежедневно
не менее
двух игр по
7-8 мин.

Ежедневно не
менее двух
игр по 8-10
мин.

Ежедневно не
менее двух
игр по 10-12
мин.

Ежедневно
5 мин.

Ежедневно
6 мин.

Ежедневно
7 мин.

Ежедневно
8 мин.

19

Физические
упражнения и
игровые задания:
- артикуляционная
гимнастика
- пальчиковая
гимнастика
- зрительная
гимнастика
Физкультурный
досуг
Спортивный
праздник
Самостоятельная
двигательная
деятельность детей
в течение дня

Ежедневно
3-5 мин.

Ежедневно
6-8 мин.

Ежедневно
8-10 мин.

Ежедневно
10-15 мин.

1 раз в месяц
10-15 мин.
1 раз в год

1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц
по 15-20 мин.
по 25-30 мин.
по 30 – 35 мин.
1 раз в год
2 раза в год
2 раза в год

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

Ежедневно.

3.4. Развивающая предметно – пространственная среда
Важнейшим условием реализации адаптированной основной образовательной
программы является создание коррекционно-развивающей и эмоционально-комфортной
для ребёнка предметно – пространственной образовательной среды. Пребывание в
детском саду должно быть комфортно для ребёнка с особыми образовательными
потребностями.
Важно помнить, что организация развивающей предметно – пространственной среды
(РППС) должна отвечать на только общим, но и специфическим образовательным
потребностям воспитанников различных категорий ОВЗ:
нарушение слуха - шумовые, звучащие игрушки, звуковые записи, иллюстрации к ним
и т. п.;
нарушение зрения – иллюстративный материал, соответствующий рекомендациям
офтальмологов, пособия для развития тактильных и сенсорно-перцептивных
способностей и т.п.;
тяжёлые нарушения речи - иллюстративный материал по лексическим темам, альбомы
звукоподражаний, комплексы артикуляционной гимнастики т.п.;
нарушение
опорно-двигательного
аппарата
спортивное
оборудование,
приспособления для самомассажа, комплексы по тренировке общей и мелкой моторики,
пособия для развития тактильных и сенсорно-перцептивных способностей и т. п.;
задержки психического развития - схемы-опоры, алгоритмы действий и т. п.;
нарушение интеллекта - наборы предметов и иллюстраций по лексическим темам,
альбомы для знакомства с предметами и явлениями ближайшего окружения и т. п.;
расстройства аутистического спектра - оборудование для игр с песком, водой,
сыпучими материалами, пособия для развития тактильны и сенсорно-перцептивных
способностей и т. п.;
множественные нарушения развития - оборудование для развития сенсорных,
моторных.
20

В соответствие с требованиями ФГОС ДО развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов
деятельности ребёнка. Оснащение воспитательно – образовательного процесса
формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня
развития детей и их деятельности. Предметное содержание среды, его пространственная
организация составляют основу любой групповой комнаты и обеспечивают высокую
степень вариативности.
Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей
оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания,
обучения и предметно-развивающая среда помещений. Развитие речевых возможностей
дошкольника возможно только в хорошо оснащённой группе для детей с ТНР.
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой
обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей
группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие
в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии
с
предметно-пространственным
окружением;
возможность
самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
21

пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».