СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 1.4. Планируемые результаты освоения программы 2. Содержательный раздел 2.1. Объем образовательной деятельности при реализации программы. 2.2. Вариативные методы, формы и способы реализации программы. 2.3. Содержание программы по обучению чтению «Словолодочки». 2.4.Структура и основные направления реализации программы. 2.4.1. Особенности подготовки ребенка к обучению чтению. 2.4.2. Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки». 2.4.3. Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению. 2.5. Возрастные психологические особенности детей 6-7 лет 2.6. Учебно-тематический план образовательной деятельности для обучающихся 6-7 лет 2.7. Перспективный план образовательной деятельности 3. Организационный раздел 3.1.Материально-техническое обеспечение 3.2.Распорядок дня 3.3. Список литературы. Приложение 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка В настоящее время всё возрастают требованиями к ученикам начальной школы в вопросах самостоятельного чтения, понимания прочитанного, пересказа прочитанного, выразительного чтения, чтения по ролям и т.д. И несмотря на то, что чтение – является фундаментальным навыком, его отработка не входит в компетенцию дошкольных учреждений, но и в начальной школе – этому не оказывается должного внимания, поэтому зачастую ребёнок должен прийти в школу уверенно читающим. Кроме того, насыщенность программы обучения самих учителей и воспитателей настолько велика, что уделить внимание углублению в именно эту тему просто не представляется возможным. Осведомленность родителей по вопросу обучения своего ребёнка чтению часто не позволяет им научить ребёнка делать это правильно, а наоборот, создает проблемы для дальнейшего обучения в школе. В структуре чтения как деятельности, согласно Роговой Г. В. и Верещагиной И. Н., можно выделить мотив, цель, условие и результат. Мотивом является общение или коммуникация с помощью печатного слова. Целью является получение информации по тому вопросу, который интересует учащегося. К условиям относится овладение графической системой языка и приемом извлечения информации. Результатом является понимание или извлечение информации из прочитанного текста с разной степенью точности и глубины. Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения: - прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу; определить тему, основную мысль; - делить текст на смысловые куски; - отделять главное от второстепенного; интерпретировать текст. При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к чтению. Как справедливо отмечает А. А. Леонтьев, умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными. Чтение, – пишет С. Л. Рубинштейн, - не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, конечно, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание смысла прочитанного, то оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера, т.е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок. Есть дети, которые независимо от того, учат их чтению или нет, сами овладевают эти искусством к четырем - пяти годам. Таких детей на самом деле немного, большинство из них необходимо обучать чтению постепенно. Обычно все дети готовы к этому к шести годам. Если родители не обучают ребёнка чтению до школы, то ребёнку будет тяжело освоить чтение вместе с читающими одноклассниками. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам. От этого будет зависеть скорость чтения, которая важна при обучении в школе и влияет науспеваемость. Ребёнок должен справляться с большим объемом информации, которую он получает в школе. Если он читает плохо и медленно, то на домашние задания потребуется больше времени, концентрация внимания будет снижена, что в итоге скажется на качестве учебы. 1.2. Цели и задачи реализации программы Цель:обучение детей чтению в игровой форме,а также формирование интереса к чтению и книгам. Обучающие задачи:подготовить к обучению чтению:развивать фонематическое восприятие; мелкую моторику; развивать речевые способности; выучить звуки, запомнить слоги, как основную структурную единицу слова; учить читать слова по словолодочкам и отрабатывать правильную структуру чтения слов; работать над пониманием прочитанного и развивать образное восприятие. Развивающие задачи: развивать у детей внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. развивать познавательные способности ребёнка. Воспитательные задачи: воспитывать у детей объективное отношение к себе,умение работать в группе, прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям,положительную мотивацию к обучению в школе. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы Программа основывается на принципах: учет индивидуальных особенностей, возможностей и степени готовности к обучению чтению детей; создание на уроке атмосферы праздника и волшебства; недопустимость выставления любых оценок работы и сравнительных моментов; положительная оценка лучшего достижения ребенка за урок; проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста; вовлеченность каждого ученика в процесс, наглядность материала. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) 1. Ребенок умеет интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на заданный звук , делить слова на слоги 3. Умеет различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. 4.Ребенок умеет концентрироваться при выполнении мыслительных операций и доводить начатое дело до конца 6. Соотносит звук и букву. 7. Умеет писать печатные буквы. 8. Читает слова, предложения, небольшие тексты. 9.Понимает учебную задачу и выполняет ее самостоятельно. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Объем и реализация программы. Программа рассчитана на 7 месяцев обучения и адресована детям 6-7лет (старший дошкольный возраст). Объем образовательной деятельности в год – 63 занятия. Объем недельной образовательной нагрузки – 2 занятия в неделю продолжительностью 30 мин. 2.2. Вариативные методы и формы реализации программы В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие: беседа; практические подгрупповые занятия; игровые приемы; дидактические игры и задания; игровые упражнения. Занятия проводятся с подгруппой детей до 5 человек. Реализация программы осуществляется посредством разнообразных методов обучения: монологический; диалогический; объяснительно – иллюстративный. 2.3. Содержание программы по обучению чтению «Словолодочки». Содержание программы позволяет в игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению. Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка. В занятия включены задания с неречевыми звуками, анализом и синтезом, игры на развитие фонематического слуха. Изучение звука базируется на запоминании образа буквы русского алфавита, акцент делается именно на звуках, понятие буквы даем в конце учебного года, когда ученики будут владеть умением сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком. Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки. Используется определенная последовательность изучения звуков: один гласный (начало с АОУЫЭ) плюс три согласных. Это позволяет уже после нескольких занятий работать над процессом слияния звуков в слоги и ускоряет для ребенка процесс отработки навыка чтения. Программа позволяет достичь двух следующих результатов: обучение правильному чтению (чтению с пониманием прочитанного) и поддержанию интереса и любви к этому навыку за счет легкости и высокой наглядности обучающего материала. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: звуки, слоги, слова, смысл. Переходы через один из этапов в программе не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в чтении: побуквенного чтения, слогового чтения, чтения без понимания смысла, прочитывание по два и более раза. 2.4. Структура и основные направления реализации программы. 2.4.1. Особенности подготовки ребенка к обучению чтению Выделим 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки». Звуки. Слоги. Слова. Смысл. Прежде чем приступить к изучению звуков, нужно проверить, готов ли дошкольник к обучению. Этап 1 –это интерес ребенка.Листает книжки с увлечением?Просит почитать емусказки? Сам выбирает книжки? Интересуется буквами и пробует писать сам? А может просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов. Этап 2 –отсутствие возможных нарушений развития, способных помешать формированию навыка, отсутствие проблем речевого спектра (консультация логопеда обязательна). Этап 3 —это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать где право,где лево, где верх, где низ. Чтение осуществляется слева направо и сверху вниз, и обучение проводится точно также. Алфавит (Приложение 1) будет читаться слева направо и сверху вниз, также, как и по слогам будет петься слоговая таблица (Приложение 2). Этап 4 —это фонематический слух. Фонематический слух-тонкий систематизированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: "кот-ком", "фата-вата", "кочка-мочка". 2.4.2. Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки» Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита«Капельки чтения» (см.Приложение1). В русском алфавите 33 буквы, 31 звук, из них 10 гласных и остальные согласные буквы. Про гласные говорим, что они голосом могут быть показаны, на эти звуки нет препятствия ни языка, ни зубов, ни губ - можем легко потянуть, например, О-О-О. Разделение на гласные и согласные должно быть при обучении обязательно для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов. Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие. Есть гласные, придающие мягкость согласному звуку (е, ё, ю, и, я), а еще такие, которые дают совсем другой звук, например, звука Ё нет в русском языке, а иногда буква Ё дает целых два звука – Й и О. Пригодятся ли эти знания для чтения – нет. Но слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что позволит ребёнку легче овладеть фонетическим разбором слова в первом классе. Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные буквы выделены красным цветом, согласные - чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее. Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков. Этап 2. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей (Приложение 2,3) и работа по слиянию слогов. Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то малыш будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно. Например, слово ОЗЕРО он прочтет ОЗ-ЕР-О и смысла прочитанного не усвоит. Гласные буквы также выделены красным, как и в алфавите, а согласные буквы выделены чёрным для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Потому что слог складывается из согласного звука и гласного. И только в такой последовательности они садятся в лодочку и никак иначе – рассмотрим игровой момент. Итак, в таблице море, поэтому много-много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов и т. д. на фантазию педагога). ММММММ, а рядом ААААААА, начинает песню ММММММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААААААА, читаем ММММААААА. А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным. Второй вариант игры: придумываем легенду: буква О это у нас, например, мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые - как буква О. Задача - помочь Деду Морозу собрать эти все мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками. Одновременно с прочитыванием слога - указывать на него. Цель - закрепить визуальное со звуковым его сопровождением. То есть, когда говорим лу - показываем лу и т. д. Работа второго направления – по слиянию слогов следующая: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (например, но каждый урок – новая гласная). Получается педагог говоритЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ, он ММММАААА и процесс запущен. С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это м, р, с, л, н, ж, ш, в. Эти звуки необходимы только на начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок будет сливать звуки таким образом, то будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить. Чтобы игра в слоги для ребёнка показалась увлекательной и интересной, нужно рисовать. Одно из любимых занятий для ребенка – это рисование. Пример одного из уроков: «Лодки, много и отдельные буквы – наверное был шторм и все пассажиры (буквы) рассыпались, и ты должен рассадить их по местам. Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук, второй – гласный. В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Как думаешь, кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно! Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?» И так далее. Этап 3. Комплексность подхода—это принципиальное отличие методики «Словолодочки» от других. Детки учат капельки, лодочки, а потом просто их соединяют в слово (Приложение 4). Ценность карточек- словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит слово ЦЕЛИКОМ. И это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами. Ведь, всё, что от него требуется – это назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов. Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра 7, послезавтра 9 и т.д. Этап 4. Это чтение не слогами,не словами,не предложениями,а образами. Дляэтого необходима образная память. Именно она нужна для понимания прочитанного с первого раза. Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ. Например, колобок. У кого-то он желтый, у кого-то с розовыми бочками, у кого-то с глазами, в травинках. Или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии и т. д.) Прежде, чем даем ребёнку очередную карточку – нужно заинтриговать ребенка максимально. Например, «сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое мое нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и т. д. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению. На каждом занятии в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций». Цель – построить цепочку из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и т. д. Есть ряд правил: 1) Ярко представлять оба образа; 2) Связать два образа в один; 3) Помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки); 4) Сделать образ необычным и сказочным. Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом ребенку. Но чтение с обязательными последующими вопросами: 1. Автор 2. Название 3. Главный герой 4. Положительные качества героя 5. Почему добро победило зло? Или чему учит нас автор в этом произведении? 6. Какого цвета было …… 7. Сколько времени было, когда, или понадобилось, чтобы …. 8. В какое время? 9. В каком месте? 10. В чём одет …. Чем конкретнее вопросы – тем старательнее будет малыш запоминать следующий рассказ. Он будет стараться запомнить и представить рассказ, чем и будет тренировать свою образную память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения. В заключении хочется отметить ценность представленной методики с несколькихпозиций: - с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения; - с позиции педагога – разделение процесса обучения на этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений дошкольника; - с позиции родителей – всесторонняя поддержка – как по воспитательным моментам, так и по моментам обучения, так и по моментам подготовки к обучению. 2.4.3.Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению не будет максимально результативным без включения и активного участия родителей дошкольников. Овладение навыком чтения в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и слогах, полученных на занятиях, так как объем долгосрочной памяти еще не велик. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыком чтения. На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения и осведомлены о необходимости постоянного закрепления материала, изученного с педагогом. Основные правила для родителей по закреплению материала с дошкольниками в процессе обучения чтению: 1. Используйте игровую деятельность, как ведущую, в моментах обучающих занятий дома. 2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия. 3. Постройте свою систему занятий (лучше чаще и короче, чем наоборот), ведь детям в системе комфортно и удобно. 4. Будьте последовательными в обучении чтению, не перескакивайте через этапы. 5. Обязательно посещайте логопеда, если есть очевидные проблемы. 6. Внимательно отнеситесь к рекомендациям педагога, не сомневайтесь в его квалификации, доверяйте профессионалу. 2.5. Возрастные особенности детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст) Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры настроитьсвое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница», таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.Рисунки могутбыть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.Дети способны выделятьосновные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активноразвиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. 2.6. Учебно-тематический план образовательной деятельности для обучающихся 6-7 лет № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема занятия Учебные часы «Легенда» «Принцесса «А» «Принцесса «О» «Принцесса «У» «Капитан «М» «Капитан «С» «Капитан «Х» «Капитан «Р» «Всегда твердый капитан «Ш» «Принцесса «Ы» «Принцесса «Э» «Капитан «Л» «Капитан «Н» «Капитан «К» «Буквы «Ъ» и «Ь» знаки» «Капитан «Т» «Принцесса «И» из страны «Люлюк» «Капитан «П» «Капитан «З» «Капитан «Г» «Капитан «В» «Принцесса «Я» «Капитан «Д» «Капитан «Б» Всегда твердый капитан «Ж» «Всегда мягкий капитан «Й» «Всегда мягкий капитан «Ч» «Принцесса «Ю» Всегда мягкий капитан «Щ» Всегда твердый капитан «Ц» «Капитан «Ф» «Принцессы «Е» и «Ё» 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого 63 2.7. Перспективный план образовательной деятельности № дата 1 2 3 Тема «Легенда» Принцесса буква «А» Принцесса буква «О» 4 Принцессабуква «У» 5 Бравый капитан «М» Содержание занятия Легенда. Знакомство с алфавитом «Капельки чтения». Чтение короткого рассказа. Игра с карточками «цепочка ассоциаций». Изучение звука «А» . Лепим из пластилина. Закрепляем 5-ю образами (апельсин, арбуз, автобус и пр) и соответствующим рассказом. Упражнение на фонематический слух. Чтение рассказа и вопросы. Проговаривание всего алфавита (звуки). Изучение звука «О». Раскрашиваем её . Закрепляем 5-ю образами (Ослик, Оля, Облако и пр) и соответствующим рассказом. Упражнение на фонематический слух. Чтение рассказа и вопросы. Знакомство с 1-ой слоговой таблицей. Проговаривание всего алфавита (звуки). Изучение звука «У» (делаем аппликацию) Упражнение на фонематический слух с мячом. Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками А, О Изучение звуков «М», «М’» делаем аппликацию) Упражнение на фонематический слух с мячом. Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками А,О Работа со слоговой таблицей – пропевание всех твердых, звонких звуков верхнего ряда таблицы. Рисование заготовки «Море». Задачи Познакомить с алфавитом. Определить степень готовности к обучению (логопедические проблемы, фонематический слух, ориентация в пространстве). Дать понятие звук. Познакомить со звуком, буквой А.Развивать фонематическое восприятие. Закрепить понятие звук, по алфавиту «Капельки чтения» Дать понятие «гласный звук». Сформировать последовательность пропевания слогов для ребенка в соответствии с таблицей. Познакомить со звуком, буквой О. Повторить предыдущие звуки и познакомить с новым. Закрепить понятие «гласный звук», по алфавиту «Капельки чтения» Дать понятие «согласный звук». Повторить предыдущий звук и познакомить с согласной буквой «М».Дать понятие «слог».Продолжать формировать последовательность пропевания слогов в соответствии с таблицей 6 7 8 9 10 Бравый капитан «С» Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Написание выученных звуков на помощниках – круге и треугольнике. Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Изучение звуков «С», «С’». (раскрашиваем букву) Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками «С», «С’». Бравый капитан Упражнение на фонематический «Х» слух – игра «Поймай звук» Изучение звуков «Х», «Х’» (лепим букву из пластилина) Чтение рассказа и вопросы. Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками «Х», «Х’» «С», «С’». Развивать фонематических слух, пополнить словарный запас новыми словами. Закрепить понятие «согласный звук», по алфавиту «Капельки чтения» Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Изучение звуков «Р», «Р’» (выкладывание из камешков) Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Знакомство с карточками словолодочек. Всегда твердый Работа со слоговой таблицей – капитан «Ш» пропевание всех твердых, глухих звуков нижнего ряда таблицы. Изучение звука «Ш», всегда твердый (выкладывание из палочек) Цепочка ассоциаций. Чтение по карточкам Закрепить понятия «слог» по слоговой таблице и звук. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах заданный звук Запустить образное восприятие слов Капитан «Р» Принцесса «Ы» Закрепить понятие «Слог». Развивать фонематических слух,учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. Закрепить понятия «слог» по слоговой таблице и звук. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах заданный звук. Учить читать слова по словолодочкам. Работа с алфавитом по Закрепить знания детей о закреплению выученных звуков. гласных звуках, учить Изучение звука «Ы» Написание определять наличие звука в буквы на помощниках слове,развивать Упражнение на фонематический фонематическое слух – игра в слова на пополнение восприятие. словарного запаса. Чтение рассказа Учить читать слова по и вопросы. Чтение по карточкам словолодочкам. 11 Принцесса «Э» Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Изучение звука «Э» Написание буквы на помощниках Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Чтение рассказа и вопросы. Чтение по карточкам 12 Капитан «Л» 13 Капитан «Н» 14 Капитан «К» 15 Буквы «Ъ» и «Ь» знаки 16 Капитан «Т» Закрепить знания детей о гласных звуках, учить определять наличие звука в слове,развивать фонематическое восприятие. Учить читать слова по словолодочкам. Проговаривание всего алфавита Продолжать учить (звуки). Упражнение на отличать согласные звуки фонематический слух «Назови от гласных. - закрепить слово» Изучение звуков «Л», «Л’» умение определять 1-й (лепим из пластилина)Знакомство звук в слове. развивать с 2-ой слоговой таблицей. Цепочка фонематический слух и речевое внимание. ассоциаций. Чтение рассказа и вопросы. Работа со 2-ой слоговой таблицей. Закрепить понятия «слог» Изучение звуков «Н», «Н’» по слоговой таблице и звук. (делаем аппликацию) Упражнение Развивать фонематический на фонематический слух «Назови слух детей; формировать братца» Задание на развитие умение слышать в словах внимания. Чтение по карточкам. заданный звук. Учить читать слова по словолодочкам. Работа со слоговыми таблицами. Закрепить понятие «слог», Изучение звуков «К», «К’» учить составлять открытые (раскрашиваем) Упражнение на слоги. Развивать фонематический слух «Какой фонематический слух детей. звук?» Задание на логику.Чтение рассказа и вопросы. Составление слогов в лодочках. Проговаривание всего алфавита Дать понятия «Твердый и (звуки). Упражнение на мягкий знак» - буквы, не фонематический слух «Назови имеющие звука. Развивать слово» Изучение букв «Ъ», «Ь» фонематический слух де(раскрашиваем) Работа слоговой тей; формировать умение таблицей. Цепочка ассоциаций. слышать в словах заданный Чтение рассказа и вопросы звук. Учить читать слова по словолодочкам. Проговаривание всего алфавита Развивать (звуки). Упражнение на фонематический фонематический слух слух.Учить детей «Перекличка». Изучение звуков говорить ясно, четко; «Т», «Т’» (составляем из закреплять умение конструктора). Цепочка вычленять и произносить ассоциаций. Чтение слов по первый звук слова. Учить читать слова по карточкам. словолодочкам 17 Принцесса «И» из страны «Люлюк» 18 Капитан «П» Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Изучение звука «И», смягчает впереди стоящий согласный (аппликация). Упражнение на фонематический слух «Назови слова». Задание на развитие внимания. Чтение рассказа и вопросы Закрепить знания детей о гласных звуках, учить определять наличие звука в слове, развивать фонематическое восприятие. Работа со слоговыми таблицами. Изучение звуков «П», «П’» (лепим из пластилина).Написание звука на помощниках-квадратах. Упражнение на фонематический слух «Звук заблудился». Задание на логику. Чтение рассказа и вопросы. Составление слогов в лодочках. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Учить читать слова по словолодочкам. 19 Капитан «З» Проговаривание всего алфавита (звуки). Упражнение на фонематический слух «Назови слово» Изучение звуков «З», «З’» (раскрашиваем) Работа слоговой таблицей. Цепочка ассоциаций. Чтение рассказа и вопросы. Продолжать учить отличать согласные звуки от гласных. закрепить умение определять 1-й звук в слове. развивать фонематический слух и речевое внимание. 20 Капитан «Г» Работа со слоговыми таблицами. Изучение звуков «Г», «Г’» (украшаем) Упражнение на фонематический слух «Какой звук?» Задание на логику. Чтение рассказа и вопросы. Составление слогов в лодочках Закрепить понятие «слог», учить составлять открытые слоги. Развивать фонематический слух детей 21 Капитан «В» Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Изучение звуков «В», «В’» (делаем аппликацию) Упражнение на фонематический слух «Назови братца» Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. Закрепить понятия «слог» по слоговой таблице и звук. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах заданный звук. Учить читать слова по словолодочкам. 22 Принцесса «Я» Работа со 2-ой слоговой таблицей. Изучение буквы «Я»,буква смягчает впереди стоящую согласную. Написание буквы на помощниках. Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Чтение по карточкам. Закрепить понятия «слог» по слоговой таблице и звук. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах заданный звук. Учить читать слова по словолодочкам. 23 Капитан «Д» Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Изучение звуков «Д», «Д’» (раскрашивание) Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Составление слогов, игра «Ремонт лодочек» Развивать фонематический слух. Учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить последний звук слова. Учить читать слова по словолодочкам. 24 Капитан «Б» Работа со слоговой таблицей Изучение звуков «Б», «Б’» (делаем аппликацию) Упражнение на фонематический слух «Назови братца». Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах заданный звук. Учить читать слова по словолодочкам. 25 Всегда твердый Работа со слоговой таблицей – капитан «Ж» пропевание всех твердых, звонких звуков верхнего ряда таблицы. Изучение звука «Ж», всегда твердый (выкладывание из палочек) Цепочка ассоциаций. Чтение по карточкам 26 Всегда мягкий капитан «Й» 27 Всегда мягкий капитан «Ч» 28 Принцесса «Ю» Закрепить понятия «слог» по слоговой таблице и звук. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах заданный звук. Учить читать слова по словолодочкам. Развивать фонематический слух. Учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить заданный звук в начале. середине и в конце слова. Учить читать слова по словолодочкам. Закрепить понятия «слог» по слоговой таблице и звук. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах заданный звук. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Изучение звука «Й», всегда мягкий (делаем аппликацию) Упражнение на фонематический слух «Назови братца» Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. Работа со слоговой таблицей – пропевание всех мягких, глухих звуков нижнего ряда таблицы. Изучение звука «Ч», всегда мягкий (выкладывание из палочек) Задание на развитие логики. Чтение по карточкам Составление слогов, игра «Ремонт лодочек» Работа со 2-ой слоговой таблицей. Развивать фонематический Изучение буквы «Ю»,буква слух. Учить детей говорить смягчает впереди стоящую ясно, четко; закреплять согласную. Написание буквы на умение вычленять и помощниках Упражнение на произносить заданный звук фонематический слух – игра в в начале. середине и в слова на пополнение словарного конце слова. Учить читать запаса. Цепочка ассоциаций. слова по словолодочкам. Чтение по карточкам 29 30 31 32 Всегда мягкий Работа со слоговой таблицей – Закрепить понятия «слог» капитан «Щ» пропевание всех мягких, глухих по слоговой таблице и звук. звуков нижнего ряда таблицы. Развивать фонематический Изучение звука «Щ», всегда слух детей; формировать твердый (выкладывание из умение слышать в словах палочек) Задание на развитие заданный звук логики. Чтение по карточкам Составление слогов, игра «Ремонт лодочек» Всегда твердый Работа со слоговой таблицей – Закрепить понятия «слог» капитан «Ц» пропевание всех твердых, звонких по слоговой таблице и звук. звуков верхнего ряда таблицы. Развивать фонематический Изучение звука «Ц», всегда слух детей; формировать твердый (выкладывание из умение слышать в словах палочек) Цепочка ассоциаций. заданный звук. Учить Чтение по карточкам читать слова по словолодочкам. Закрепить понятия Капитан «Ф» Работа со 2-ой слоговой таблицей. Изучение звуков «слог» по слоговой таблице и звук. «Ф», «Ф’» (делаем Развивать аппликацию) Упражнение на фонематический слух фонематический слух детей; формировать «Назови братца». Задание на умение слышать в развитие внимания. Чтение словах заданный звук. по карточкам. Учить читать слова по словолодочкам. Развивать фонематический Принцесса Работа со 2-ой слоговой «Е» и «Ё» таблицей. Изучение букв «Е» и слух. Учить детей говорить «Ё»,буквысмягчает впереди ясно, четко;закреплять умениевычленять стоящую ипроизносить первыйзвук согласную. Написание букв на слова. Учитьчитать слова по помощниках. Упражнение на словолодочкам фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Чтение рассказа и вопросы. Задние на развитие внимания. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные цели и выполнить задачи. В материальнотехническое обеспечение Программы входит следующее оснащение и оборудование: Столы и стулья для детей в необходимом количестве, стол тумбовый рабочий, стул офисный, магнитно-меловая доска, передвижная двусторонняя магнитно-меловая доска на металлических стойках, стол овальный передвижной, шкаф логопедический, шкафы для хранения пособий и методических материалов. Методическая и учебная литература, в т.ч. в электронном виде. Звуковоспроизводящая аппаратура, мультимедийная установка. Аудиозаписи музыкальных произведений, песни по тематике занятия. Необходимые в работе материалы: картон, листы белой и цветной бумаги, краски, кисти, трафареты, клей, карандаши и т.п. Раздаточный материал: печатные буквы и слоги. Вырубленные буквы. Плакат «Алфавит». Карточки для закрепления звукового анализа слов. Кубики «Мои первые буквы». Счетные палочки. Игра «Магнитная азбука». Наглядный материал: игрушки, муляжи, картинки, природный материал, таблицы со слогами и словами. Дидактические настольные игры. Серии сюжетных картинок. Предметные картинки. детской художественной литературы, фольклор. 3.2. Распорядок дня Режим дня и сетка занятий строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13» 3.3. Список литературы Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об образовании в Российской Федерации" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" 1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c. 2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c. 3. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2017. - 256 c. 4. Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. - СПб.: Питер, 2018. 352 c. 5. Пчелинцева Ю.А. «Словолодочки: мама, научи меня читать», - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. 6. Титов, В.А. ВПС: Общая педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2017. - 272 c.