РП-ХЭР дошкольный возраст

Содержание рабочей программы/модуля
Пояснительная записка ......................................................................................................................................................................................................................................... 3
1. Планируемые результаты освоения модуля (возможные достижения для детей дошкольного возраста в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений):....................................................................................................................................................................................................... 4
2. Содержание образовательной деятельности по реализации модуля «Художественно-эстетическое развитие» для достижения целевых ориентиров в
соответствии с задачами и психолого-педагогическими условиями ФГОС ДО для детей дошкольного возраста................................................................................... 13
3.

Примерный перечень вариантов тем для выбора педагогом при реализации модуля: ......................................................................................................................... 28

4. Особенности и содержание взаимодействия с семьями воспитанников при реализации содержания данного модуля........................................................................ 32
Приложение «Адаптация модуля для детей с ОВЗ» ........................................................................................................................................................................................ 33

2

Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» разработана в
соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, которая носит рамочный
характер и дает право образовательным организациям самостоятельно определять особенности реализации содержания образования, которое
может быть представлено в форме модулей по конкретному направлению развития воспитанников (образовательной области).
Данная рабочая программа является одним из модулей, раскрывающим особенности организации образовательной деятельности по
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Принимая во внимание возрастные нормативы развития, данный модуль
предназначен для детей дошкольного возраста (с 3х до 7 лет). Содержание этого модуля позволяет решить задачи рабочей программы
воспитания, разработанной с учетом Примерной программы воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
«…Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных
образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации.
Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной
образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования…»
Рабочая программа/модуль, также как ПООП, носит рамочный характер, определяет основные содержательные и организационные
аспекты реализации содержания дошкольного образования по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Рабочая программа/модуль является нормативной основой для планирования образовательной деятельности педагогов, работающих с
детьми дошкольного возраста.

3

1. Планируемые результаты освоения модуля (возможные достижения для детей дошкольного возраста в обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений):
«…Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость
определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров».
1.1. Планируемые результаты освоения обязательной части данного модуля /целевые ориентиры для детей дошкольного возраста
К завершению периода дошкольного образования (в соответствии с ПООП):
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении,
конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
4

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать,
строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он
живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень
образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития
конкретного ребенка.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого,
познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы, реализуемой с
участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень
развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития
ребенка.
1.2.Планируемые результаты освоения части, формируемой участниками образовательных отношений, данного модуля
Парциальная программа «Мы живём на Урале» реализуется в группах дошкольного возраста и дает возможность ребенку к 7
годам достичь следующих целевых ориентиров, соответствующих ФГОС ДО:
- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах,
совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать
5

адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;
- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим,
непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и
др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;
- ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении
проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия;
- ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (на дороге, в природе, в
социальной действительности);
- ребенок проявляет уважение к родителям (близким людям), проявляет воспитанность и уважение по отношению к старшим и не
обижает маленьких и слабых, посильно помогает им;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения
потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации
для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и
прошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в
проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и
настоящим родного края;
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному
поиску разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее
преобразования создать новый, оригинальный продукт;
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и
средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае
(их достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), использует народный фольклор, песни, народные игры в
6

самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного
народного, музыкального творчества;
- ребенок признает здоровье как наиважнейшую ценность человеческого бытия, проявляет готовность заботиться о своем здоровье и
здоровье окружающих, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с
поддержанием, укреплением и сохранением здоровья в рамках адекватной возрасту жизнедеятельности и общении;
- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии в социально значимых делах, событиях (переживает эмоции, связанные
с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и др.); отражает свои
впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и
т.д.); охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке
деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю» и пр.; выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо
родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, об истории своей семьи, ее родословной; об истории образования родного города (села);
о том, как люди заботятся о красоте и чистоте своего города; о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах); о природноклиматических зонах Урала (на севере - тундра, тайга, на Юге Урала – степи), о животном и растительном мире; о том, что на Урале живут
люди разных национальностей; о том, что уральцы внесли большой вклад в победу нашей страны над фашистами во время Великой
Отечественной войны; о промыслах и ремеслах Урала (камнерезное и ювелирное искусство; каслинское литье, ограды и решетки города
Екатеринбурга; уральская роспись на бересте, металле, керамической посуде);
- ребенок знает название и герб своего города (поселка, села), реки (водоема), главной площади, местах отдыха; фамилии уральских
писателей и названия их произведений (П.П. Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк); другие близлежащие населенные пункты и крупные города Урала;
Урал – часть России, Екатеринбург - главный город Свердловской области.
Освоение части, формируемой участниками образовательных отношений, оценивается на основании показателей и критериев,
предложенных в используемых парциальных программах, методических пособиях и разработках педагогов.
7

Ключевым подходом и основной формой оценивания достигнутых результатов является аутентичное структурированное педагогическое
наблюдение за проявлением детской инициативы и самостоятельности (используются рекомендации РАНХ и ГС).
ПП «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» (автор Тимофеева Л.Л.):
В качестве результатов освоения парциальной программы представлены отдельные аспекты целевых ориентиров, которые могут служить
социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений детей в освоении культуры безопасности.
Планируемые результаты освоения парциальной программы:
Во второй младшей группе:
" различает действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и что нельзя (опасно);
" умеет безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами,
природными объектами, предметами быта, игрушками;
" умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий,
выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;
" знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке дошкольной образовательной
организации, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
В средней группе:
" знаком с элементарными правилами безопасного поведения в помещении, в общественных местах, на игровой площадке, в различных
погодных и природных условиях, при контактах с домашними и бездомными животными, с незнакомыми людьми; с Правилами дорожного
движения; осознанно подчиняется правилам, стремится соблюдать их;
" стремится соблюдать знакомые правила, делает это вне зависимости от внешнего контроля;
" знает, какими предметами быта можно пользоваться, обладает навыками их безопасного использования; " знаком с основными частями
улиц, некоторыми дорожными знаками;
" имеет элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, способах их избегания, выхода из них.
В старшей группе:
8

• владеет некоторыми культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен безопасно
действовать в повседневной жизни (в быту, в природе, на улице и т. д.); может выбрать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного
поведения;
• имеет начальные представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках
опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
• имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя
и окружающих; • обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать
возможные последствия; различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации; • сформированы основные физические качества,
двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций;
• владеет элементарными способами оказания помощи и самопомощи; знает, как и к кому можно обратиться за помощью, знает телефоны
экстренных служб, свои данные (имя, фамилию, адрес); у него сформированы необходимые технические умения;
• способен к волевым усилиям, к саморегуляции; действия преимущественно определяются не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами,
правилами безопасного поведения;
• адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми, способен менять стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты, избегать их; • может
самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения
задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (способен выявить источник опасности, определить категорию опасной ситуации,
выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения).
В подготовительной группе
• владеет основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен безопасно
действовать в повседневной жизни (в быту, в природе, на улице и т. д.); может выбрать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного
поведения;
9

• имеет представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, различных источниках опасности, видах
опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
• имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен подчиняться общественно значимым мотивам, оценивать свою
деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих;
• обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать возможные
последствия; различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
• сформированы основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций;
• владеет элементарными способами оказания помощи и самопомощи; знает, как и к кому можно обратиться за помощью, знает телефоны
экстренных служб, свои данные (имя, фамилию, адрес); у него сформированы необходимые технические умения;
• способен к волевым усилиям, к саморегуляции, действия преимущественно определяются не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями, элементарными общепринятыми нормами,
правилами безопасного поведения;
• адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми, способен менять стиль общения в зависимости от ситуации, конструктивно разрешать конфликты, избегать их;
• может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать
способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (способен выявить источник опасности, определить категорию
опасной ситуации, выбрать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения).
ПП «Коррекция нарушений речи» (авторы программ: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В.
Лагутина) реализуются в группах старшего дошкольного возраста и дают возможность ребенку к 7 годам достичь следующих целевых
ориентиров:
• умеет свободно составлять рассказы, пересказы;
• владеет навыками творческого рассказывания;
• адекватно употребляет в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия,
10

однородными членами предложения и т. д.;
• понимает и использует в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
• понимает и применяет в речи все лексико-грамматические категории слов;
• владеет навыками словообразования разных частей речи, переносит эти навыки на другой лексический материал;
• оформляет речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
• владеет правильным звуко-слоговым оформлением речи. Помимо этого, у детей достаточно развиты и другие предпосылочные условия,
во многом определяющие их готовность к школьному обучению;
• развито фонематическое восприятие;
• имеет первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
• развиты графо-моторные навыки;
• имеет элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, э, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).
ПП «Математические ступеньки» (Е. В. Колесниковой):
Планируемые результаты по освоению данной программы представлены в виде целевых ориентиров, соответствующих ФГОС ДО, и
дополняющих их с точки зрения математического образования, конкретизируются в показателях и критериях.
В соответствии с целевыми ориентирами после освоения Программы ребёнок:
– проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности;
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
– адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
– связно и громко выражает свои мысли;
– осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
– проявляет любознательность;
– интересуется причинно – следственными связями;
11

– обладает элементарными представлениями в области математики;
– принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
ПП «Ладушки» (авторы Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.):
Образовательно-воспитательная программа «Ладушки» предусматривает комплексное усвоение искусства во всем многообразии его видов,
жанров, стилей. При сочетании различных видов деятельности происходит взаимодействие органов чувств, у детей развиваются фантазия,
воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируются коммуникативные отношения, воспитывается
доброжелательное отношение друг к другу. Дети, слушая музыку, исполняя песни, отражают свои музыкальные впечатления в рисунках, в лепке,
конструировании. Это осуществляется и в свободное время, и на комплексных занятиях.
Целевыми ориентирами программы следует считать:
- эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные образы;
- умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности
музыкальных произведений;
- формирование, соответственно возрасту, двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и
творчества в разных видах музыкальной деятельности. Освоение этих умений и навыков способствует развитию предпосылок: ценностносмыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
- становления эстетического отношения к окружающему миру;
- формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
- сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализации самостоятельной творческой деятельности.
ПП «Цветные ладошки» (автор Лыкова И.А.):
Планируемые результаты освоения Программы:

12

- к четырём годам: изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета,
соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками;
- к пяти годам: изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных
материалов. Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и
филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи;
- к шести годам: создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Использует разнообразные
композиционные решения, изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
- на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает развитым воображением, различает виды изобразительного искусства.
Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Планируемые результаты в ЧФУ конкретизируют возможные достижения ребенка, определенные в Федеральном государственном
образовательном стандарте. Освоение части, формируемой участниками образовательных отношений, оценивается на основании показателей
и критериев, предложенных в используемых парциальных программах, методических пособиях и разработках педагогов.
Ключевым подходом и основной формой оценивания достигнутых результатов является аутентичное структурированное
педагогическое наблюдение за проявлением детской инициативы и самостоятельности (используются рекомендации РАНХ и ГС).
2.

Содержание образовательной деятельности по реализации модуля «Художественно-эстетическое развитие» для

достижения целевых ориентиров в соответствии с задачами и психолого-педагогическими условиями ФГОС ДО для детей
дошкольного возраста.
Обеспечивая реализацию данного модуля, педагог учитывает структуру организации образовательной деятельности и использует
наиболее эффективные формы и методы в каждом элементе структуры.

13

Распределение форм, методов и приемов при организации образовательной деятельности
при реализации модуля (в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений):
Элементы структуры образовательной

Формы, методы и приемы (дошкольный возраст, в том числе дети с ОВЗ)

деятельности
Непрерывная образовательная деятельность:

Занятия, игровые обучающие ситуации, экскурсии, наблюдения, педагогические
ситуации, совместные действия, чтение художественной литературы, беседы,
экспериментирование, просмотр видеофильмов, дидактические игры,
проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций, викторины, КВН,
моделирование.

Образовательная деятельность в режимных

Индивидуальная игра, совместная с воспитателем или со сверстниками игра,

моментах:

наблюдение, поручения, задания, трудовая деятельность, сезонная деятельность
на участке, беседа, совместные действия, интегративная деятельность,
праздники и развлечения, дежурство, совместная деятельность взрослого и
детей тематического характера.

Самостоятельная деятельность детей:

Игры со сверстниками – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные,
подвижные, хороводные, шансовые;
самообслуживание, совместная со сверстниками деятельность (игра, продуктивная
деятельность), экспериментирование.

Образовательная деятельность в семье:

Проектная деятельность,

экскурсии, чтение художественной литературы,

личный пример, беседа, объяснение.
14

Художественно-эстетическое развитие (дошкольный возраст)
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание
условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении,
инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в
том числе народного творчества.
Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и
переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом,
музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на
восприятие действительности разными органами чувств.
Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной
отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями
народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют
фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом
самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при
самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в
15

сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с
цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью
пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы,
интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
Решая задачи художественно-эстетического развития, педагоги обеспечивают конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников,
являющееся важным фактором образовательной среды МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька».
Задачи ФГОС ДО по ОО
«Художественноэстетическое развитие»

Психолого-педагогические
условия

2.1. Обязательная часть
Виды деятельности для
детей дошкольного
возраста

Вариативные формы,
способы и методы
реализации обязательной
части модуля

Средства обучения, в том
числе технические,
соответствующие
материалы (в том числе
расходные), игровое,
спортивное,
оздоровительное
оборудование, инвентарь,
необходимые для
реализации модуля

16

- развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия и
понимания
произведений
искусства (словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира природы;
становление
эстетического
отношения к
окружающему миру;
формирование
элементарных
представлений о видах
искусства; восприятие
музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности детей
(изобразительной,
конструктивномодельной,
музыкальной и др.)

1) уважение взрослых к
человеческому
достоинству детей,
формирование и поддержка
их положительной
самооценки, уверенности в
собственных возможностях
и способностях;
2) использование в
образовательной
деятельности форм и
методов работы с детьми,
соответствующих их
возрастным и
индивидуальным
особенностям
(недопустимость как
искусственного ускорения,
так и искусственного
замедления развития
детей);
3) построение
образовательной
деятельности на основе
взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного
на интересы и возможности
каждого ребенка и
учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми
положительного,
доброжелательного
отношения детей друг к
другу и взаимодействия
детей друг с другом в

- игровая, включая
сюжетно-ролевую игру,
игру с правилами и другие
виды игры,
- коммуникативная
(общение и взаимодействие
со взрослыми и
сверстниками),
- познавательноисследовательская
(исследования
объектов окружающего
мира и
экспериментирования с
ними),
- восприятие
художественной
литературы и фольклора,
- самообслуживание и
элементарный бытовой
труд (в помещении и на
улице),
- конструирование из
разного материала,
включая конструкторы,
модули, бумагу,
природный и иной
материал,
- изобразительная
(рисование, лепка,
аппликация),
- музыкальная (восприятие
и понимание смысла
музыкальных
произведений, пение,
музыкально-ритмические

- Индивидуальная игра, в
том числе режиссерская.
- Совместная с
воспитателем игра, в том
числе театрализованные
игры.
- Совместная со
сверстниками игра, в том
числе игры-драматизации
- Чтение
- Целенаправленное
наблюдение
- Проблемно-поисковая
ситуация
- Экскурсия
(познавательное
содержание)
- Проектная деятельность
- Праздник, развлечение,
викторина, конкурс
- Рассматривание
иллюстративного
материала и рассуждение
- Просмотр и обсуждение
презентаций,
мультфильмов,
видеофильмов,
телепередач...
- Поручение и
диагностическое задание
- Совместная
познавательная
деятельность

ТСО для просмотра
мультфильмов,
видеороликов,
прослушивания
музыкальных и
литературных
произведений
(телевизор, магнитофон
или
музыкальный центр);
Игровые центры или
уголки, игровые
интерактивные модули
(мебель, стеллажи, полки,
системы хранения
игрового
оборудования и
оснащения/контейнеры,
коробки, сетки), игровое
оборудование и
оснащение
(игрушки, предметы быта,
искусства, бросовый
материал и др.);
Учебно-наглядные
материалы (картины,
иллюстрации по
различной
тематике,
демонстрационный и
раздаточный материал),
дидактические и
развивающие игры.
Расходные материалы
17

разных видах
деятельности;
5) поддержка инициативы
и самостоятельности детей
в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора
детьми материалов, видов
активности, участников
совместной деятельности и
общения;
7) защита детей от всех
форм физического и
психического насилия;
8) поддержка родителей
(законных представителей)
в воспитании детей, охране
и укреплении их здоровья,
вовлечение семей
непосредственно в
образовательную
деятельность.

движения, игры на детских
музыкальных
инструментах);
- двигательная (овладение
основными движениями),
формы активности ребенка.

взрослого и детей
тематического
характера
- Акции (социальные,
экологические…)

для продуктивной
деятельности;
Маркеры пространства,
схемы-модели-алгоритмы.
Информационные
стенды для родителей.
Физкультурное
оборудование и инвентарь
для совместных игр и
упражнений в группе и на
территории.
Атрибуты для
выполнения трудовых
поручений.

2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
ПП «Мы живём на Урале»:
- формирование базиса
социальной культуры,
проявляющейся в
совокупности отношений
(гуманного — к людям,
бережного — к достояниям
культуры как результатам
человеческого труда,
уважительного — к истории
семьи, детского сада, страны,

Ребёнок на доступном
для
него
уровне
сообщает элементарные
сведения;
формирует
первоначальные
представления,
уточняет,
дополняет,
конкретизирует,
систематизирует,
дифференцирует,
обобщает знания по

Игровая, познавательная,
конструирование,
коммуникативная,
двигательная,
музыкальная,
изобразительная,
общение (с людьми
разного возраста, пола,
национальности,
физическими
возможностями)

Сюжетно-ролевые игры.
Народные обрядовые игры:
-семейные;
-сезонные;
-культовые.
Досуговые игры:
-игрища, тихие, забавы
Тренинговые игры:
-интеллектуальные;
-сенсомоторные;
-адаптивные.

Атрибуты для игры, в
том числе предметызаместители и
универсальный
материал для
самостоятельного
использования.
Модели, алгоритмы.
Плакаты, иллюстрации с
различными сюжетами и
ситуациями, народными
18

толерантного — ко всему
иному в человеке: возрасту,
полу, национальности,
физическим
возможностям и др.).
эмоционально- положительном
отношении к природе,
окружающему миру, в
ответственном отношении к
своему здоровью и
состоянию окружающей среды,
в соблюдении определенных
моральных норм, в
системе ценностных
ориентаций.

следующим темам:
«Человек среди людей»;
«Человек в истории»;
«Человек в к ул ь т ур е »;
«Человек в своем крае».
Закрепляет в
практической и
продуктивной
деятельности ценности
и отношения.
Упражняется в
нравственно-этическом
поведении.

Проектная деятельность.
Беседы. Встречи с
интересными людьми.
Методы для создания у детей
практического опыта
трудовой деятельности:
формирование культурной
практики безопасного
поведения (разъяснения,
повторение, закрепление,
упражнение),
-показ действий;
-пример взрослого, детей;
-целенаправленное
наблюдение;
-организация интересной
деятельности (общественнополезный характер)
-разыгрывание
коммуникативных ситуаций
-создание контрольных
педагогических ситуаций.
-чтение худ. литературы;
-рассматривание иллюстраций;
-рассказывание и обсуждение
картин, иллюстраций;
-просмотр телепередач,
видеороликов. Подвижные
игры с народным содержанием
(игры народов Урала).
Продуктивная деятельность:
рисование с натуры,
знакомство с росписью
подносов, тематическое

промыслами.
Коллекции для
рассматривания
и обсуждения.
Картотеки (игр,
прогулок, пословиц и
поговорок, сказок,
проблемных
ситуаций, ситуаций
морального выбора).

19

ПП «Математические
ступеньки»:
- создание благоприятных
условий для формирования
математических
представлений, теоретического
мышления, развития
математических способностей;
- введение ребёнка в мир
математики через решение
проблемно – поисковых задач,
ознакомление с окружающим
миром, игровую деятельность,
художественное слово,
экспериментирование, с
помощью проектного метода;
- формирование основ
математической культуры
(систематический и
целенаправленный процесс
освоение ребёнком
математической культуры,
необходимой ему для
успешной социальной
адаптации);
- формирование предпосылок
к учебной деятельности,
которые позволят успешно
освоить школьную программу;
- способствование
умственному развитию
ребёнка, развивитие
психических процессов

Содержание, методы и
формы организации
учебного процесса
непосредственно
согласованы с
закономерностями
развития ребенка. В
рабочих тетрадях
используются стихи,
загадки, приметы,
пословицы, игровые
упражнения, которые
всегда связаны с темой
занятия. Это позволяет
снять утомление, внести
разнообразие в занятие,
дети узнают много
нового, учатся обобщать.
Прослеживается
интегрирование
предмета с другими
предметами, это
помогает расширять
кругозор, обогащать
словарный запас детей,
развивать речь. Во все
разделы включены
логические задачи, что
способствует развитию
логических форм
мышления.

Игровая,
познавательная,
конструирование,
коммуникативная,
двигательная.

рисование «Я и моя семья»
Система дидактических
заданий, игр и игровых
упражнений,
физкультминутки, что будет
способствовать развитию
мелкой моторики, развитию
речи, глазомера, основных
движений.
Программа включает работу
по группам, коллективную,
самостоятельную
деятельность и
индивидуальные занятия.

Атрибуты для игры, в
том числе предметызаместители и
универсальный материал
для самостоятельного
использования.
Модели, алгоритмы.
Плакаты, иллюстрации с
различными сюжетами и
ситуациями

20

(внимание, память,
мышление), потребности
активно мыслить;
- развитие логических форм
мышления, приёмов
умственной деятельности
(анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификацию,
моделирование);
- обучение применению
полученных знаний в разных
видах деятельности (игре,
общении и др.);
- формирование графических
и конструктивных умений и
навыков ( плоскостное
моделирование);
-воспитание инициативности,
самостоятельности;
- обеспечение возможности
непрерывного обучения в
условиях образовательной
организации; вариативность и
разнообразие содержания
Программы и форм её
усвоения;
Повышение компетентности
педагогов, родителей в
вопросах математического
развития ребёнка.

21

ПП «Формирование
культуры безопасности у
детей от 3 до 8 лет»:
• обеспечение овладения
ребенком основными
культурными способами
безопасного осуществления
различных видов
деятельности, формирование
умений, навыков,
компетенций, необходимых
для определения тактики
безопасного поведения в
различных ситуациях, развитие
способности выбирать себе
род занятий с учетом
соблюдения норм безопасного
поведения;
• формирование представлений
о своем статусе, правах и
обязанностях, семейных
взаимоотношениях, некоторых
источниках опасности, видах
опасных ситуаций, причинах
их возникновения в быту,
социуме, природе,
современной
информационной среде;
• развитие мотивации к
безопасной деятельности,
способности осуществлять
саморегуляцию, оценивать
свою деятельность с точки
зрения ее безопасности для

Воспитание культуры
безопасности является
педагогической
составляющей процесса
формирования
адаптивной личности,
поэтому понятие
«культура безопасности»
может быть положено в
основу построения
образовательного
процесса в детском саду,
нацеленного на
формирование у
воспитанников
готовности к
предупреждению и
преодолению опасных
ситуаций.
Изучение различных
аспектов формирования
культуры безопасности у
дошкольников
показывает, что
содержание образования
должно быть изоморфно
содержанию и структуре
данного компонента
культуры и включать:
" воспитание мотивации
к безопасности;
" формирование системы
знаний об источниках
опасности, опасных

В процессе усвоения
знаний также
осуществляется
интеллектуальная
подготовка детей к
безопасной
жизнедеятельности,
направленная на
формирование
готовности к решению
неординарных проблем.
Интеллектуальная
готовность связана с
умением совершать
логические операции
(сравнение, анализ,
синтез, классификация,
сериация,
абстрагирование,
обобщение), переносить
полученные ранее
знания и опыт в новые
ситуации,
прогнозировать события
и их последствия,
выявлять причинноследственные связи.
Формируя умения
действовать в
конкретных
обстоятельствах на
основе приобретенных
ранее знаний и опыта,
целесообразно

Наибольшим развивающим
эффектом обладают
проблемные ситуации,
требующие от
дошкольников проявления
различных личностных
качеств (активности,
самостоятельности,
произвольности,
эмоциональной
отзывчивости и др.).
Личностно
ориентированные
проблемные ситуации могут
стать
частью занятия,
наблюдения, проекта,
экскурсии, а игровая
ситуация может
лечь в основу сюжета
ролевой, режиссерской или
театрализованной игры (см.
«Личностно
ориентированные
образовательные
ситуации...»).
Использование активных
методов обучения и
воспитания при
формировании компетенций
безопасного поведения
позволяет обеспечивать
готовность
старших дошкольников

Для поддержания и
развития игровой
деятельности
необходимы
тематические наборы
игрушек для
режиссерских игр и
оформленные сообразно
возрасту уголки для
сюжетно-ролевых игр
«Магазин», «Пожарная
часть», «Гараж»,
«Бензоколонка»,
«Семья». Произведения
художественной
литературы,
музыкальные
произведения,
мультипликационные
фильмы. Стенд
«Мы все умеем делать
сами!» (оформляется в
виде таблицы, в которой
по вертикали
располагаются
фотографии детей, по
горизонтали — рисунки
или символы,
обозначающие
определенные умения).
мобильные уголки по
безопасности для
тематических занятий
(других
22

себя и окружающих,
соответствия требованиям со
стороны взрослых, первичным
ценностным представлениям,
элементарным общепринятым
нормам;
• развитие воображения,
прогностических
способностей, формирование
умения предвидеть
возникновение потенциально
опасных ситуаций, их
возможные последствия,
различать игровую
(виртуальную) и реальную
ситуации;
• развитие коммуникативных
способностей, помощь в
овладении конструктивными
способами взаимодействия с
детьми и взрослыми, навыками
выбора тактики и стиля
общения в зависимости от
ситуации;
• формирование умения
применять освоенные знания и
способы деятельности для
решения новых задач
(проблем), преобразовывать
способы решения задач
(проблем) в соответствии с
особенностями ситуации
(выявлять источник опасности,
определять категорию опасной

ситуациях и средствах их
предупреждения и
преодоления;
" формирование
компетенций
безопасного поведения;
" формирование
физической готовности к
преодолению опасных
ситуаций;
" формирование
готовности к
эстетическому
восприятию и оценке
действительности;
" формирование
психологической
готовности к
безопасному поведению;
" воспитание
личностных качеств,
способствующих
предупреждению и
преодолению опасных
ситуаций.

обсуждать с детьми
определенные ситуации
(увиденные в реальной
жизни или в
произведениях
художественной
литературы,
происходившие на
самом деле и
смоделированные кемлибо), погружать их в
игровые проблемные
ситуации, ситуации
морального выбора,
общения и
взаимодействия.
Комплексы упражнений
нетрадиционной
утренней гимнастики
(игровой, сюжетной, с
элементами стрейчинга),
участие в народных
подвижных играх,
придумывание и показ
загадок-пантомим,
выполнение упражнений
под музыку, действий с
атрибутами уголка
физического развития.

действовать в опасных
ситуациях не только на
репродуктивном, но и на
творческом уровне.

форм работы);
тематические плакаты;
материалы для
изготовления атрибутов
для
сюжетно-ролевых игр,
стендов; модель
светофора;
электрический макет
улицы;
детский педальный
транспорт (велосипеды и
т. д.); настольнопечатные,
электрифицированные и
компьютерные игры на
применение знаний о
правилах безопасности;
специальные
конструкторы.

23

ситуации,
выбирать программу действий
на основе освоенных ранее
моделей поведения);
• формирование основных
физических качеств,
двигательных умений,
определяющих возможность
выхода из опасных ситуаций;
• формирование начала
психологической готовности к
осуществлению безопасной
жизнедеятельности;
• формирование готовности к
эстетическому восприятию и
оценке действительности.
ПП «Цветные ладошки»
1. Раскрыть природу
изобразительного искусства
как результат творческой
деятельности человека.
2. Формировать эстетическое
отношение к
изобразительному искусству
как
отражению жизни во всем ее
многообразии, к окружающей
действительности в
целом и к самому себе как
части
мироздания.
3. Развивать эстетическое
восприятие
как эмоционально-

Основополагающая идея
программы состоит в
том, что художественная
деятельность на всех ее
уровнях – восприятие,
исполнительство,
творчество –
организуется как
вхождение
ребенка в
общечеловеческую
культуру.
Индивидуальное
творчество и
сотворчество, в
котором ребенок
распредмечивает
содержание и постигает

Модель эстетического
отношения к
миру предполагает
развитие следующих
универсальных
способностей:
• способность
эстетического
переживания, которое
возникает на основе
эмпатии и воображения,
проявляется в
меру возрастных и
индивидуальных
возможностей детей,
проходя путь
становления от
ориентировочного

Эстетизация
образовательного
пространства;
проблематизация
содержания
изобразительной
деятельности; взаимосвязь
организованных занятий с
экспериментированием и
самостоятельным
творчеством; общение с
«живым искусством» (Б.П.
Юсов);
полихудожественный
подход; интеграция
изобразительного искусства
с другими видами детской
деятельности (игра,

- тематические плакаты
для обогащения
восприятия детей,
уточнения их
представлений об
окружающем мире
(«Осень», «Зима»,
«Весна», «Лето»;
«Фрукты», «Овощи»;
«Наш луг», «Еловый
лес» и пр.);
- дидактические плакаты
для развития чувства
формы, цвета,
композиции и
т.д. («Радуга», «Цветные
пейзажи», «Цветные
натюрморты» и т.д.);
24

интеллектуальный
процесс «эстетического
переживания
пережитого».
4. Знакомить с деятельностью
художника (и народного
мастера) на всех его
уровнях: восприятие–исполни
тель ство–
творчество.
5. Формировать
многоаспектный опыт
художественной деятельности
на основе освоения «языка
искусства» и общей
ручной умелости.

смысл своей
деятельности. Именно
эта невидимая
внутренняя работа
ребенка – скрытый от
внешнего наблюдения
процесс порождения
гармоничной формы как
носителя
смыслов – культурных и
личностных, а
также процесс
экспериментирования с
художественными
материалами,
изобразительновыразительными
средствами,
способами создания
образа – становится
важнее законченного
результата.

действия к
появлению эстетических
интересов и
предпочтений до
формирования
нравственноэстетической
направленности
как позиции личности;
• способность к
активному освоению
разноаспектного
художественного
опыта (эстетической
апперцепции), к
самостоятельной,
активной, творческой
деятельности, а на этой
основе – к личностному
росту и саморазвитию;
• специфические
художественные и
творческие способности
(восприятие,
исполнительство,
творчество), поскольку
в эстетическом
воспитании детей
ведущая деятельность –
художественная,
развивающий характер
которой обусловлен
овладением детьми
обобщенными и

конструирование,
литература, музыка, театр);
опыт
сотворчества (с педагогом,
другими
детьми, художником).

- незавершѐнные
композиции для
выставочных
коллективных работ по
сюжетному рисованию
(«Заюшкин огород»,
«Кошки на окошке»,
«Праздничная ѐлочка»,
«Витрина магазина» и
т.д.);
- серия альбомов для
детского
художественного
творчества «Наш
вернисаж»
(«Дымковская игрушка»,
«Филимоновская
игрушка», «Изразцы»,
«Писанки»).

25

самостоятельными
способами
художественной
деятельности,
необходимыми и
достаточными во всех
видах детского
художественного
творчества.
ПП «Ладушки»
1. Подготовить детей к
восприятию музыкальных
образов и представлений.
2. Заложить основы
гармонического развития
(развитие слуха, голоса,
внимания, движения,
чувства ритма и красоты
мелодии, развитие
индивидуальных музыкальных
способностей).
3. Приобщить детей к русской
народно-традиционной и
мировой музыкальной
культуре.
4. Подготовить детей к
освоению приемов и навыков в
различных видах музыкальной
деятельности адекватно
детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные
способности.

Программа отличается
творческим подходом
к развитию музыкальных
способностей детей
дошкольного возраста,
учитывает их
психофизиологические
особенности, строится на
принципах внимания к
потребностям детей и
создания атмосферы
доверия и партнерства в
различных видах
музыкальной
деятельности.
Программа
«Ладушки» - личностно
ориентированная
программа,
разработанная адекватно
возрастным
возможностям детей.
Ребенок - это центр

Музыка - это средство
формирования и
нравственных качеств
ребенка, которое может
быть очень
сильным: песни и стихи
о Родине, бравурные
марши воспитывают и
развивают чувство
гордости и
любви к Отечеству, к
семье, к окружающему.
Народные игры и пляски
обогащают внутренний
мир
ребенка, прививают
любовь и интерес к
истории своего народа.
Музыка является
важным средством
творческого,
умственного и
физического развития

Программу «Ладушки»
отличает тесная связь с
художественным словом. В
процессе
различных видов
музыкальной деятельности
дети слышат много
прибауток, считалок,
небольших
стихов, которые
впоследствии используют в
повседневной жизни. Детям
много рассказывается о
музыке разных жанров, о
композиторах.

Программа «Ладушки»
предусматривает
использование в
музыкальной
деятельности
интересного и яркого
наглядного материала:
- иллюстрации и
репродукции;
- дидактический
материал;
- малые скульптурные
формы;
- игровые атрибуты;
- музыкальные
инструменты;
- аудио- и
видеоматериалы;
- «живые игрушки» воспитатели или дети,
одетые в
соответствующие
костюмы
26

6. Научить детей творчески
использовать музыкальные
впечатления в повседневной
жизни.
7. Познакомить детей с
разнообразием музыкальных
форм и жанров в
привлекательной и
доступной форме.
8. Обогатить детей
музыкальными знаниями и
представлениями в
музыкальной игре.
9. Развивать детское
творчество во всех видах
музыкальной деятельности.

«музыкальной
вселенной».

Рекомендации по реализации уважение взрослых к
человеческому
данного модуля в семье:
достоинству детей,
формирование и
поддержка их

детей. Умение
вслушиваться и отвечать
на вопросы,
обосновывать свои
ответы, делать
обобщения и сравнения
требуют активной
умственной
деятельности. На
каждом этапе занятия
ставятся новые задачи,
которые стимулируют
ребенка
мыслить, творить.
Музыкальные занятия
строятся на взаимосвязи
музыки и движения, где
формируется правильная
осанка ребенка,
совершенствуется
координация движений.
В разделе
«Распевание, пение»
развивается голосовой
аппарат ребенка,
расширяется певческий
диапазон,
совершенствуется четкая
артикуляция звуков.
Общение и совместная
Экскурсии, путешествия по
деятельность
родному городу, краю,
стране. Посещение музеев.
Наблюдения в природе.
Чтение.

Детская художественная
литература.
Материалы и
инструменты для
простейших видов труда.
27

положительной
самооценки, уверенности
в собственных
возможностях и
способностях;
поддержка инициативы и
самостоятельности
детей в специфических
для них видах
деятельности.

Личный пример. Рассказ.
Беседа. Объяснение.
Создание ситуаций,
вызывающих желание
трудиться и побуждающих
детей к:
–
проявлению трудовых
навыков,
–
оказанию помощи
сверстнику и взрослому,
–
проявлению
заботливого отношения к
природе.
Трудовые поручения и
совместный труд со
взрослыми.

3. Примерный перечень вариантов тем для выбора педагогом при реализации модуля:
При выборе темы педагог учитывает различные темообразующие факторы, которые позволят реализовать содержание образования по
данной образовательной области, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности.
Месяц
Сентябрь

Неделя
1

Варианты тем для реализации обязательной части ООП
«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад»,

«В мир

знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)
2

Месячник безопасности «Наша безопасность
в наших руках», « Я и моѐ поведение».

«Мой дом», «Мой город», «Моя планета», (тема определяется Безопасность в быту дома и в детском саду, в
в соответствии с возрастом детей)

3

Варианты тем для реализации ЧФУ

День дошкольного работника

природе, на улице.
1-4 Месячник, посвященный Дню пенсионера

28

4

Славим пожилого человека

в Свердловской области «Славим пожилого
человека» (увлечения, радость от общения…)
«Все про меня», «Мальчики и девочки»,
«Мои любимые игрушки», «Я и моя
семья» (значение имени, отношения в
семье, обязанности, семейный бюджет…).

Октябрь

1

«Краски осени»,

«Урожай», «Путешествие в хлебную

страну»
2

Что растет на Урале, природа Урала
(растительный мир, грибы).

«Животный мир» (всемирный день животных, дикие и
домашние)

Друзья наши меньшие (забота и
преданность). Животные полей, лесов Урала.

3

«Народная культура и традиции», «Наш быт»

Кто живет на Урале? Народы и народности.

4

«Неделя красоты». Виды искусства.

Посиделки - осенины. Семейные традиции и
праздники: вчера, сегодня, завтра. Порядок и
чистота в доме, красота в семье.
Искусство – ценности культуры города
Нижний Тагил, Урала.

Ноябрь

1

«Дружба», «День народного единства» (тема определяется в
соответствии с возрастом детей)

2

«Транспорт»

(виды:

Радость, счастье дарим людям. Мы живем

наземный,

водный,

воздушный,…

Неделя

дружно (толерантность и этнокультурное
разнообразие). Родной язык. «Дорожить

волшебный)
3

«Моя страна», «Моя родина – Россия»,

«Здоровей-ка»,

«Я

расту:

полезное

питание,

дружбой».

витамины, зарядка, спорт и физкультура».
29

4

«Мама, родная моя» (к Дню матери)

Транспорт на улицах города (ПДДТ)
Уральская кухня. Бабушкин совет: народные
традиции в оздоровлении. Я и моѐ
настроение. Органы чувств – наши
помощники. Полезные привычки.
Игра: семейная, дворовая, народная. Виды
спорта Урала.
Забота. Нежность. Уважение. Сердце
матери.

Декабрь

1

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Особенности климата. Красота уральской

2

«Город мастеров». Я и мир вокруг. Социализация.

зимы. «У кого какие шубки?»

3

Зимние забавы

4

«Новогодний

Профессии родителей. Прошлое,
калейдоскоп»,

«Безопасный новый год»

«Встречаем

новый

год»,

настоящее и будущее профессий
Уральского региона.
«Мастера и рукодельницы. Новогодние
игрушки», «Бабушкины руки», «Дружная
семья»

Январь

1

Рождественские каникулы

Семейные традиции и праздники: вчера,
сегодня, завтра. Отдых с семьей: зимние

2
3

«В гостях у сказки»

4

«Этикет»

развлечения, семейное чтение, чаепитие, у
нас гости...
«У камина…»
30

Февраль

1

«День

российской

науки», «Маленькие

исследователи»,

Акция «Внучата Черепановых»
«О милосердии, добре, отзывчивости»,

«Путешествие в мир техники (река времени)»
2

«Миром правит доброта», «Наши добрые дела»

Могучи и сильны богатыри. Воля отца.

3

«Наши защитники»

Папа может, папа может…. Здравия

4

«Игра и игрушка»

желаю: воля в преодолении трудностей.
Народные промыслы (поделки и подарки)

Март

1

«Женский день»

Самая красивая мамочка моя.

2

«Весна шагает по планете»

Особенности сезона Урала, одежда.

3

«Быть здоровыми хотим», «Безопасность»

4

«Встречаем птиц», экологические акции

Я и моѐ тело: красота и здоровье. Мои
спортивные успехи и достижения.
Мой выбор – здоровье и жизнь: знаю,
когда надо сказать «нет».
Перелетные и зимующие птицы.

Апрель

1

«День смеха», «Цирк»,

«Театр» (тема

определяется

соответствии с возрастом детей)
2

«Космос», «Далекие звезды»

3

«Приведем

в

порядок

в

Декадник
Природа,

пожарной

ответственность

безопасности.
и

безопасное

поведение в природе.
планету»,

«Мир

природы», Водоемы города, области.

«Волшебница вода», «Земля – наш общий дом»

Май

4

«Книжкина неделя»

«Краеведческая шкатулка» (писатели Урала)

1

«Праздник весны и труда»

«Во саду ли в огороде», акции и субботники,

2

«День победы: благодарим за мир»

«Трудимся вместе».

31

3
4

«Неделя семьи»

Семейные реликвии и истории: помним и
«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие гордимся. Бессмертный полк: благодарим за
стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом мир.
детей),
«Скоро лето!»

Родительство. Я тоже буду… Семейный
бюджет планируем вместе. Ура! Мы в
отпуске!
«Солнце, воздух и вода»

4. Особенности и содержание взаимодействия с семьями воспитанников при реализации содержания данного модуля.
Основные задачи взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений:
1. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также
близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
2. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки
семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
3. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого
вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и
прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание
ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
4. Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи,
мастерских художников и скульпторов.5. Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений
32

дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
6. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших
образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на
развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.
7. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду,
способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты, занятия в
театральной и вокальной студиях).
8. Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные
вечера.
Для реализации данных задач педагог может использовать формы, методы и средства взаимодействия с семьями воспитанников,
предложенные в основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька».
Приложение «Адаптация модуля для детей с ОВЗ»
Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов,
развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом
направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ
сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Основные направления работы с детьми в данной образовательной области:
«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения
различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении
средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с
различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию
представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
33

В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей,
следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет,
контрастность), продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов,
словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.
Во время работы с детьми с ДЦП необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной
недостаточности:
• посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;
• определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения ДЦП;
• для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться такими приемами, как крепкое сжатие кисти руки ребенка (в отдельныхслучаях требуется на
руку ребенка надеть браслеты — утяжелители);
• на всех этапах работы широко используется активно-пассивный метод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
«Музыкальная деятельность».
Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.
Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять
внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов (для детей с нарушениями слуха), танцевальных движений, музыкальных инструментов
для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».