Таблица «Этапы реализации проекта "День выборов"»

Летний проект «День выборов» состоит из трех последовательных этапов. В таблице представлены задачи. содержание и предполагаемые результаты каждого из них.


Таблица «Этапы реализации проекта "День выборов"»

Задачи

Содержание совместной деятельности педагога и детей

Предполагаемый результат

1-й этап – подготовительный (1–2-я недели июня)

Объяснить детям, для чего нужно делать выбор

Воспитатель беседует с детьми на разные темы: «Что вам нравится?», «Что вам не нравится?», «Почему людям приходится что-то выбирать?», «Что приходится выбирать им и их родителям в течение дня? Почему?». Подводит к выводу, что взрослым и детям нравится делать много дел, но всегда приходится выбирать что-то одно.

Дети придут к выводу, что выбор нужно делать в пользу того, что нужнее в данный момент

2-й этап – основной (3-я неделя июня – 3-я неделя августа)

Научить детей делать выбор в соответствии с их возможностями. Избежать конфликта между детьми, когда они будут озвучивать свои предложения. Познакомить детей с алгоритмом выбора

Воспитатель рассказывает детям, что делать выбор нужно организованно. Знакомит дошкольников с алгоритмом выбора и рассказывает, что будет в итоге на конкретном примере.

Дети научатся отстаивать свою точку зрения, дискутировать, учитывать интерес других детей. Поймут, что чье-либо предложение, за которое проголосовало большинство, – это их общий выбор, который они сделали сами

Сначала воспитатель сам выбирает тематическую неделю. В дальнейшем этот выбор делают дети. Затем педагог формулирует проблему. Например: тема недели – «Каждый человек по делу узнается» и тема выбора – «Атрибутов для какой сюжетно-ролевой игры не хватает в группе?» или «В какую сюжетно-ролевую игру вы будете играть сначала?». В ходе проектной деятельности педагог постепенно увеличивает качество и количество вариантов для выбора. Например, в начале предлагает детям выбрать:

  • Куда вы хотите пойти на экскурсию?
  • На какую тему сделаем все вместе коллективную аппликацию (поделку или рисунок)?
  • Кто из вас будет проводить утреннюю гимнастику на этой неделе?
  • Какой кустарник необходимо посадить на нашем участке?
  • Что надо изобразить на эмблеме нашей группы?
  • Как вы назовете свои команды для спортивной эстафеты?
  • Какую тему для следующей недели вы хотите выбрать?

Примечание. Эти темы условные, так как идеи для выбора будут возникать спонтанно в зависимости от конкретной ситуации.

Дети предлагают варианты выбора и анализируют их. Педагог выслушивает каждого ребенка. Затем предлагает им подумать и ответить, почему они считают именно свой вариант выбора правильным.

Педагог расширяет свободу выбора при наличии у детей умений и навыков, которые необходимы для той или иной деятельности.

Воспитатель готовит атрибуты для голосования:

  • урну из любой коробки или банки;
  • «бюллетени», на которых вместо слов карточки с изображением выбираемых, например, игр. Напротив картинок – пустой квадратик для выбора детей (где поставить галочку).

Примечание. В качестве бюллетеней можно использовать схематические изображения предметов, из которых ребенок будет выбирать нужные и опускать в урну. Либо это могут быть листочки бумаги, на которых ребенок сможем схематично изобразить свой выбор.

Педагог помогает детям подготовиться к защите своего предложения или предлагает им вместе с родителями продумать защиту своего предложения.

Воспитатель проводит День выборов. Несколько детей защищают свой выбор, рассказывают, почему именно это они считают важным на данный момент. Затем все дети голосуют. Далее педагог подсчитывает вместе с дошкольниками голоса за каждое предложение и определяет, чье предложение набрало больше всего голосов.

Примечание. День выборов проводите один раз в неделю, в определенный день, например в пятницу. Дети должны к нему привыкнуть, понять его цель.

3-й этап – заключительный (4-я неделя августа)

Подвести итог проектной деятельности

Дети следуют тому выбору, который они сделали в ходе общего голосования. Педагог наблюдает за детьми, оказывает им недирективную помощь. Также он смягчает конфликтные ситуации, если они возникают, и напоминает детям о их общем выборе.

У детей появится новый интерес к знакомым играм. Речь детей станет более связной. Они научатся высказывать свое мнение, взаимодействовать с другими детьми в группе, учитывать их интересы, пожелания в процессе совместной игровой деятельности.