Летний проект «День выборов» состоит из трех
последовательных этапов. В таблице представлены задачи. содержание и
предполагаемые результаты каждого из них.
Задачи |
Содержание совместной
деятельности педагога и детей |
Предполагаемый результат |
1-й этап – подготовительный (1–2-я недели июня) |
||
Объяснить детям, для чего нужно
делать выбор |
Воспитатель беседует с детьми на
разные темы: «Что вам нравится?», «Что вам не нравится?», «Почему людям
приходится что-то выбирать?», «Что приходится выбирать им и их родителям в
течение дня? Почему?». Подводит к выводу, что взрослым и детям нравится
делать много дел, но всегда приходится выбирать что-то одно. |
Дети придут к выводу, что выбор нужно делать в пользу того, что нужнее в данный момент |
2-й этап – основной (3-я неделя июня – 3-я неделя августа) |
||
Научить детей делать выбор в
соответствии с их возможностями. Избежать конфликта между детьми, когда они
будут озвучивать свои предложения. Познакомить детей с алгоритмом выбора |
Воспитатель рассказывает детям,
что делать выбор нужно организованно. Знакомит дошкольников с алгоритмом
выбора и рассказывает, что будет в итоге на конкретном примере. |
Дети научатся отстаивать свою точку зрения, дискутировать, учитывать интерес других детей. Поймут, что чье-либо предложение, за которое проголосовало большинство, – это их общий выбор, который они сделали сами |
Сначала воспитатель сам выбирает
тематическую неделю. В дальнейшем этот выбор делают дети. Затем педагог
формулирует проблему. Например: тема недели – «Каждый человек по делу
узнается» и тема выбора – «Атрибутов для какой сюжетно-ролевой игры не
хватает в группе?» или «В какую сюжетно-ролевую игру вы будете играть
сначала?». В ходе проектной деятельности педагог постепенно увеличивает
качество и количество вариантов для выбора. Например, в начале предлагает детям
выбрать:
Примечание. Эти темы условные, так как идеи для выбора будут возникать спонтанно в зависимости от конкретной ситуации. |
||
Дети предлагают варианты выбора и
анализируют их. Педагог выслушивает каждого ребенка. Затем предлагает им
подумать и ответить, почему они считают именно свой вариант выбора правильным. Педагог расширяет свободу выбора при наличии у детей умений и навыков, которые необходимы для той или иной деятельности. |
||
Воспитатель готовит атрибуты для
голосования:
Примечание. В качестве бюллетеней можно использовать схематические изображения предметов, из которых ребенок будет выбирать нужные и опускать в урну. Либо это могут быть листочки бумаги, на которых ребенок сможем схематично изобразить свой выбор. |
||
Педагог помогает детям подготовиться к защите своего предложения или предлагает им вместе с родителями продумать защиту своего предложения. |
||
Воспитатель проводит День
выборов. Несколько детей защищают свой выбор, рассказывают, почему именно это
они считают важным на данный момент. Затем все дети голосуют. Далее педагог
подсчитывает вместе с дошкольниками голоса за каждое предложение и
определяет, чье предложение набрало больше всего голосов. Примечание. День выборов проводите один раз в неделю, в определенный день, например в пятницу. Дети должны к нему привыкнуть, понять его цель. |
||
3-й этап – заключительный (4-я неделя августа) |
||
Подвести итог проектной
деятельности |
Дети следуют тому выбору, который
они сделали в ходе общего голосования. Педагог наблюдает за детьми, оказывает
им недирективную помощь. Также он смягчает конфликтные ситуации, если они
возникают, и напоминает детям о их общем выборе. |
У детей появится новый интерес к знакомым играм. Речь детей станет более связной. Они научатся высказывать свое мнение, взаимодействовать с другими детьми в группе, учитывать их интересы, пожелания в процессе совместной игровой деятельности. |