МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЯБЛОНЬКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» СОГЛАСОВАНА на заседании Педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» Протокол от 31.08.2021 № 1 УТВЕРЖДЕНА Приказ от 31.08.2021 С УЧЕТОМ МНЕНИЯ Родительского комитета Протокол от 30.08.2021 № 1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Детская универсальная STEAM лаборатория» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составитель: воспитатель, Бутеева Гульнара Аметовна ГО «Город Лесной» 2021год Структура программы 1. Пояснительная записка 3-10 стр. 1.1 Актуальность и новизна. 3-4 стр. 1.2 1.3 Цель реализации программы 4 стр. Задачи программы 4-5 стр. 1.4 Уровень сложности и направленность 5-6 стр. 1.5 Категория учащихся 6 стр. 1.6 1.7 Объем и срок усвоения Программы Формы обучения, особенности организации образовательной деятельности 6 стр. 6-7 стр. 1.8 1.9 Отличительные особенности 8-9 стр. Условия реализации программы 9 стр. 1.10 Планируемые результаты освоения Программы 9-10 стр. 2. Содержание программы 2.1 Учебный план 2.2 2.3 Индивидуальные учебные планы 11-15 стр. Календарный учебный график 15-20 стр. 3. Организационно-педагогические условия 20-21 стр. 3.1 20-21 стр. 4. Кадровые, материально-технические, учебно-методические условия реализации программы Оценка качества освоения программы 4.1 Формы контроля и перечень оценочных материалов 21-26 стр. 11-20 стр. 11 стр. Список литературы 21-26 стр. 27 стр. 2 Раздел 1. Пояснительная записка 1.1 Актуальность и новизна. Цели и задачи Муниципальной программы «Развитие системы образования в городском округе «Город Лесной» на 2020-2024 годы» включают в себя: обеспечение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития городского округа «Город Лесной», а также повышение качества работы педагогических работников и внедрение новых образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях». Анализ итогов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» за 2019/2020 учебный год показал, что, несмотря на то, что в каждой категории воспитанников прослеживается динамика усвоения программного материала к моменту завершения дошкольного периода детства, средние показатели уровня сформированности интеллектуальных способностей (способности, необходимые для работы с информацией, творческие интеллектуальные способности, взаимодействие с окружающими людьми - социальный интеллект) недостаточно высоки. Проблема формирования у детей современных компетенций является актуальной не только для нашего детского сада, но и для других образовательных организаций. По предположениям ученых, 65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых в настоящее время не существует. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания, интегрированные из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Программа «Детская универсальная STEAM-лаборатория» предназначена для повышения уровня интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения их в научнотехническое творчество». Необходимость становления новой системы образования требует от нас создания условий и возможностей для самореализации каждого ребенка, поиска новых технологий, обновления содержания образования. Занимаясь поиском таких технологий, мы обратились к STEАM-образованию. Основа STEAM - образования – междисциплинарный подход к обучению (когда мы идем от общего к частному). Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, Ttechnology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика). SТЕМ-образование через практические занятия показывает детям применение научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом занятии дети со среднего дошкольного возраста готовятся к технически развитому современному миру: учатся быстро ориентироваться в огромном потоке информации, эффективно реализовывать полученные знания в жизни. Одним из инструментов SТЕМ-образования для дошкольников является авторская программа «Детская универсальная STEAM-лаборатория» Е.А. Беляк. Она легла в основу Программы. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей по направлению «Babyskills» на основе междисциплинарного STEAM – подхода в изучении практико - ориентированных проектов. Основа «Детской универсальной STEAM – лаборатории» - геймифицированные технологии (STEAM образование через статусные игры). 3 Значение «Детской универсальной STEAM-лаборатории»: - Познание основ цифрового мира, развитие творчества, креативности и любознательности через призму математического подхода и критического мышления; - Формирование у дошкольников основ технического и научного мышления благодаря реализации практико-ориентированных STEAM и исследовательских проектов, способствующих пониманию сути технического продукта или физического явления, что позволяет дошкольникам оценить целесообразность и перспективы их решений в области космической астрофизики и защиты информации, проводить научные исследования в области химии и физики; - Благодаря смещению фокуса на обучение робота в процессе занятий, нивелирование возможного негативного отношения к преодолению трудностей в обучении у детей; - Реализация новой конструкции взаимодействия ребенок-воспитатель, когда дошкольники выступают в роли «лаборантов» и «коллег» воспитателя, обладая возможностью выбора и относительной ответственности за принятые решения; - Привлечение родителей к процессу обучения дошкольников значительно обогащает педагогический процесс. 1.2 Цель реализации программы: Цель: дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию в рамках реализации авторской программы «Детская универсальная STEAM-лаборатория» Е.А. Беляк на основе новейших исследований в области возрастной пластичности мозга детей, особенностей цифрового мира, с учетом кадровых приоритетов в области военной и космической инженерии, систем кибербезопасности, и с опорой на отечественный опыт дошкольной педагогики. 1.3 Задачи программы: Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение ланировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Формировать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов деятельности. Способствовать умению управлять своим поведением. Формировать способность чувствовать эмоции близких людей и друзей. Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Развивать отзывчивость и неравнодушие к людям ближайшего окружения. Формировать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Проявляет интерес к творчеству: рисованию, лепке, конструированию. Учить соблюдать правила поведения в общественных местах (детском саду и др.) 4 Познавательное развитие: Развивать заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Учить самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Формировать желание экспериментировать, способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и др. Формировать представления о детском саде, родном городе, Родине. Сформированы представления о себе, семье, об обществе, мире и природе. Сформированы представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях. Сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях. Речевое развитие: Развивать умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Развивать все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и монологическая форма связной речи) и формировать умение использовать в различных формах и видах детской деятельности. Развивать читательский интерес и потребность в чтении книг. Художественно-эстетическое развитие: Развивать эмоциональное и словесное проявление отношения к произведениям изобразительного искусства, музыкальным произведениям. Развивать эстетические переживания, способствовать умению передавать свое представление о мире на языке искусства. Развивать чувство сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов. Развивать умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством. 1.4 Уровень сложности и направленность. Основу Программы составляет новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для учащихся дошкольных образовательных учреждений по направлению “Babyskills” – развивающий набор «Детская универсальная STEAM – лаборатория», включающая в себя основы программирования, робототехники, математики и теории вероятности, картографии, астрономии, инженерии (в том числе космической), криптографии, физики, химии, биологии, культурологии. Учебно-методическое пособие создано на основе современных международных подходов STEAM-образования (science, technology, engineering, art, mathematics) – международного интегрированного подхода в обучении по темам, с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность посредством геймифицированных технологий. 5 Все занятия с детьми по данной программе максимально интерактивны, содержат большое количество уникальных образовательных игр, творческих проектов, вовлекая детей в процесс познания и развивая инженерное мышление. Вся последовательность реализации программы построена по принципу «от простого – к сложному». Программа имеет естественно-научную направленность. Соответствует нормам ФГОС. Знакомит с базовыми научными понятиями на основе междисциплинарного подхода, развивает уверенность в своих силах и конструктивное отношение к ошибкам, ставит практические задачи, проекты, привязанные к реальной науке, использует геймифицированные технологии - сюжетно-ролевые образовательные сценарии. 1.5 Категория учащихся. Адресатом Программы являются дети старшего дошкольного возраста (5 -7лет). Количество детей, одновременно находящихся в группе до 10 человек. Программа учитывает возрастные характеристики обучающихся, индивидуальные особенности развития, возможности детей. Определение возрастных характеристик может быть условным в случае опережающего или нарушенного развития ребенка, возможно включение ребенка в иные группы. 1.6 Объем и срок усвоения Программы. Объем и срок освоения программы: два учебных года обучения, с сентября по май, общее количество учебных часов для освоения программы – 144 часа, или 72 часа на каждый учебный год. Объем часовой нагрузки, устанавливается в соответствии с «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», санитарные правила СП2.4.3648-20; "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21. и зависит от возраста детей: 5-6 лет (25 минут), 6-7 лет (30 минут). 1.7 Формы обучения, особенности организации образовательной деятельности. Формы обучения: групповая (до 10 детей в группе), индивидуальная, индивидуально-групповая. При формировании групп учитываются индивидуальные особенности детей. Виды занятий: игра, игра-путешествие, сказка, конструирование и др. Формы подведения результатов: открытые мероприятия, мастер-классы для родителей, фото-видео отчеты, и др. Программа включает в себя 5 модульных программ: 1. Основы чтения - интегрированная программа. 2. Основы программирования. 3. Основы математики и теории вероятности. 4. Основы картографии и астрономии. 5. Основы криптографии. 6 Модульные программы построены - последовательно, - по принципу «от простого к сложному», - с рекомбинацией видов деятельности Рис.1 Соотношение видов деятельности в рамках каждого цикла представлено в следующей диаграмме: Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае. 1.8 Отличительные особенности. 7 В основу Программы входит развивающий набор «Детская универсальная STEAM – лаборатория», что определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Развивающий набор «Детская универсальная STEAM – лаборатория» включает в себя: - учебно-методические материалы: пособие (472 с), руководство для воспитателей (44 с), мониторинг, - комплекс игровых и учебных приложений (более 250), - программируемого робота, - USB-флеш-накопитель (информационная поддержка). Комплект методических пособий по работе с развивающим набором «Детская универсальная STEAM – лаборатория» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Набор является составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с «Детской универсальной STEAM-лабораторией» создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно -исследовательской деятельности детей. Принципы построения взаимодействия: 1. Воспитатель – не профессор у кафедры перед аудиторией, а гид на экскурсии. 2. Не все то новое, что имеет малознакомое название. 3. Воспитатели – тоже люди. 4. Детские возможности в познании больше, чем у взрослых. 5. Повышение мотивации к обучению – задача каждого занятия. 6. Интерактивные технологии и междисциплинарный подход. 7. «А ты как думаешь?» 8. Ошибки – наши помощники в поиске истины. 9. Когда каждый важен - результат слажен! 10. Устами дошкольников глаголет истина! Возможности сюжетно-ролевой конструкции набора (легенда главного героя): Микибот - игрушка с «историей»: 1. ассоциативный ряд (компьютерная мышка, безопасность, научное исследование), 2. эргономичность, 3. простота управления, 4. визуализация пошагового алгоритма, 5. отсутствие связи с электронными устройствами. Формирование картины мира через практико-ориентированные STEAM-проекты: - постановка практических задач; - определение сути и причин возникновения проблемы; 8 - поиск вариантов решения проблемы; - исследование найденного решения и его оптимизация. Повышении мотивации к обучению: 1. Смена ролей и командная работа: - все ребята - коллеги в команде, где у каждого своя важная и ответственная роль, - все задачи можно решить в основном только при слаженной работе всей команды, - воспитатель - «старший коллега» ребят, задача которого - поддержать ребят в поиске решения задач, - ребята - специалисты по планете. Они не учатся, а помогают изучить наш мир и освоиться в нем маленькому роботу-мышке. 2. Возможность выбора, конструктивность к ошибкам и практическая оптимизация: - предоставление возможности выбора действий для ребят и недирективная помощь воспитателя, - исследование и позитивная оценка всех результатов, в том числе отрицательных, с планированием возможных вариантов корректировок. - навык прогнозирования возможной оптимизации. 3. Обоснованность действий: - практическая обоснованность каждого занятия, - практическая обоснованность каждого творческого проекта, - практическая обоснованность каждой игры, - практическая обоснованность каждого STEAM-проекта. 1.9 Условия реализации программы: - познание основ цифрового мира, развитие творчества, креативности и любознательности через призму математического подхода и критического мышления; - формирование у дошкольников основ технического и научного мышления благодаря реализации практико-ориентированных STEAM- и исследовательских проектов, способствующих пониманию сути технического продукта или физического явления; - возможное негативное отношение к трудностям обучения у детей преодолевается благодаря смещению фокуса на обучение робота в процессе занятий; - реализация новой конструкции взаимодействия ребенок-воспитатель, когда дошкольники выступают в роли «лаборантов» и «коллег» воспитателя, обладая возможностью выбора и относительной ответственности за принятые решения; - привлечение родителей к процессу обучения дошкольников значительно обогащает педагогический процесс. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. 1.10 Планируемые результаты освоения Программы: Социально-коммуникативное развитие: Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». 9 Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов деятельности. Способен управлять своим поведением. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения. Ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Проявляет интерес к творчеству: рисованию, лепке, конструированию. Соблюдает правила поведения в общественных местах (детском саду и др.) Познавательное развитие: Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Может самосотятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Любит экспериментировать. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и др. Сформированы представления о детском саде, родном городе, Родине. Сформированы представления о себе, семье, об обществе, мире и природе. Сформированы представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях. Сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях. Речевое развитие: Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и монологическая форма связной речи) развиты и используются в различных формах и видах детской деятельности. Проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг. Художественно-эстетическое развитие: Эмоционально и словесно проявляет отношение к произведениям изобразительного искусства, музыкальным произведениям. Испытывает эстетические переживания, передает свое представление о мире на языке искусства. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством. 10 Раздел 2. Содержание программы 2.1 Учебный план. Учебный план Таблица 1 N п/п Название раздела, темы Раздел 1. Основы программирования Количество часов Всего Теория Формы Практика аттестации/контроля 18*0,5=9часов 3,6 часа 5,4 часа Наблюдения Раздел 2. Основы математики и 18*0,5=9часов 3,6 часа теории вероятности 5,4 часа Наблюдения Раздел 3. Основы картографии и астрономии 18*0,5=9часов 3,6 часа 5,4 часа Наблюдения Раздел 4. Основы криптографии 18*0,5=9часов 3,6 часа 5,4 часа Наблюдения Итого: 21,6 часа 72*0,5=36часов 14,4 часа 2.2 Индивидуальные учебные планы: Первый год обучения (возраст 5-6 лет) Таблица 2 № Название раздела, темы Содержание Количество часов, теория и практика СЕНТЯБРЬ Раздел 1. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ: 1 Роботы — кто это? Сюжетно-ролевая легенда программы: с 2 Кто ты, Микибот?! далекой планеты, на которой живут «умные» мыши, прилетел робот3 Что ты можешь, Микибот?! мышь по имени Микибот, 4 Микибот, знакомься, это Я! посланный изучать Космос и искать разумные существа. Ребята знакомят ОКТЯБРЬ гостя-робота с людьми, их жизнью через 5 Микибот гуляет по городу. реализацию серии проектов, где дети выступают в роли «учителей» по 6 Микибот за городом. отношению к роботу: обучают его, устраивают для него праздники, строят 7 Микибот на рыбалке. города и деревни, проводят 8 Вечеринка с Микибот. экскурсии, игры, эстафеты, проходят лабиринты, разучивают танцы НОЯБРЬ вместе с роботом, и т.д. Микибот на конкурсе Основные понятия и навыки: обучение 9 талантов! пошаговому программированию без компьютеров и планшетов; 10 Микибот готовит праздник! осваивание базовых принципов построения алгоритмов; знакомство с 11 Микибот учит цифры. 11 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 12 Микибот хочет есть. ДЕКАБРЬ 13 Микибот ленится. 14 Микибот - на старт! 15 Роботы для каждого! 16 Микибот на тренировке. ЯНВАРЬ 17 Микибот - на Чемпионате! 18 Мой робот! ФЕВРАЛЬ 19 Волшебные фигуры. 20 Занятие для волшебников! 21 Микибот потрясен! 22 Микибот сдает экзамен. МАРТ 23 Веселые старты. 24 Выбор Микибота! 25 Двойной бросок. 26 Могу лучше! 27 Куда пойдет наш Микибот?! АПРЕЛЬ 28 Новые знакомства Микибота. 29 Иду к тебе! 30 Супер герой Плюс! ключевыми понятиями программирования: робот, программа, команда, последовательность действий, алгоритм, цикл, условия выбора; поиск альтернативных решений; построение циклов; самостоятельный выбор решения задачи и совместная реализация от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата; развитие синтеза творческого и инженерного мышления. Раздел 2. ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ: Сюжетно-ролевая легенда программы: Робот осваивается на нашей планете и ребята ему в этом помогают: учат распознавать различные цвета, геометрические фигуры; пишут «математические» картины и знакомят с супергероями; строят лабиринты и ищут выходы, устраивают соревнования и веселые праздники; проводят выборы и голосование; подбирают космическую базу для робота, на которой он с большей вероятностью сможет жить и работать на Марсе. Основные понятия и навыки: Изучение геометрических фигур, цветов (первичные / вторичные), понятий больше / меньше, быстрее / медленнее, четные / нечетные, сложение, вычитание, построение последовательностей чисел; программирование движения робота с условиями: выбор цвета, геометрической фигуры, числа большего / меньшего, ближнего / дальнего предмета; программирование с ограниченным выбором команд, проведение исследований вероятности событий. Взаимодействие с родителями: в целях укрепления уверенности в своих силах, развитие словарного запаса и повышения статуса 12 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа дошкольников в глазах их родителей, логично провести импровизированное занятия на основе материала программы для группы родителей, где дети выступят в роли педагога. 31 Супер герой Минус! 32 Дом для Микибота! МАЙ 0,5 часа 0,5 часа 33 Скок — перескок! 0,5 часа 34 Навстречу друг к другу. 0,5 часа 35 Ювелирных дел мастер. 0,5 часа 36 Невероятная Теория. 0,5 часа Итого: 36*0,5=18ч. Второй год обучения (возраст 6–7 лет) Таблица 3 № Название раздела, темы СЕНТЯБРЬ 1 Зачем тебе карта?! 2 Что сказала карта? 3 4 Дом Хоббита. Мама, я картограф ОКТЯБРЬ 5 Письмо для инопланетян! 6 Тайна острова сокровищ! 7 Моя чудесная планета! Количество часов, теория и практика Содержание Раздел 3. ОСНОВЫ КАРТОГРАФИИ И АСТРОНОМИИ: 0,5 часа Сюжетно-ролевая легенда программы: робот – гость из Космоса, как во многих современных и знакомых детям 0,5 часа фильмах, поэтому, учитывая 0,5 часа особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, в программе 0,5 часа сделан тематический акцент не только на «обучение» робота, но и на образ человека как «жителя Вселенной» 0,5 часа с перспективой расширения границ сфер влияния и интересов человечества в мировоззрении 0,5 часа дошкольников; строят карты садика, города, страны, планеты, солнечной системы; путешествуют по континентам 0,5 часа 13 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Почему Космос это круто? и знакомятся с разными культурами людей. На занятии дети изучают планеты, решают чем они НОЯБРЬ могут быть полезны людям, строят Семья звезды по посадочные модули на Марс, готовят летающие города для Венеры, имени Солнце. запускают вулканы и выполняют задачи Что нам делать с настоящих астронавтов. Меркурием? Основные понятия и навыки: определение положения предметов в Юпитер – пространстве, чтение детских карт, президент среди распознавание условных обозначений, планет! масштабирование, копирование и Сестра Земли – составление карты, прокладывание Венера. маршрута; определение планет Солнечной системы, знакомство с ДЕКАБРЬ возможным практическим освоением Кто найдет космоса; создание инженерных кольца Сатурна? проектов; проведение исследований по изучению массы, веса, давления, Высаживаемся на принципа реактивного движения, Марсе! свойств оптических иллюзий, инерции, Сквозь алмазы к гравитации, амортизации, превращения дальним звёздам! энергии (кинетической и потенциальной), фракталов, оптических Космическое тур. иллюзий, вулкана. агентство! Взаимодействие с родителями: организация праздника «Кладов день». ЯНВАРЬ Родители ищут спрятанные клады по Экзамены для картам, сделанные дошкольниками. супер астронавтов. Открой свою планету! ФЕВРАЛЬ 19 Пойми меня! 20 Удивительная посылка! 21 Предупредите Микибота! 22 Раскодируй природу! МАРТ 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа Раздел 4. ОСНОВЫ КРИПТОГРАФИИ: Сюжетно-ролевая легенда программы: перед нами открыт весь мир, но нужно научиться понимать его коды и важность шифрования данных. Через колесо времени дети познают тайны Цезаря и китайскую тайнопись, разгадывают шифровки (как Шерлок Холмс), узнают тайны 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа книг и учатся понимать язык животных, 0,5 часа расшифровывают отпечатки пальцев и шифруют свои сообщения; 14 знакомятся с принципами работы и кодирования наших компьютеров и телефонов, и расшифровывают Не верь своим сообщения с Марса; запирают 24 глазам. «сундуки» с тайной информацией и передают открытые ключи; делают 25 Загадка Цезаря. кинопроекторы из смартфона и 26 Чудеса колеса. исследуют движение звука. Основные понятия и навыки: 27 Тайная комната. распознавание данных / информации, АПРЕЛЬ кодирования / шифрования; знакомство 28 Выдели главное! с симметричным / асимметричным шифрованием; 29 Тайна книги. изучение принципа работы компьютерамозга, знакомство с языком жестов и Микибот 30 языками животных; кодирование / зажигает! раскодирование объектов и передача 31 Кто брал чайник?! сигналов азбукой Морзе; шифрование шифром замены, сдвига, с 32 Секрет. помощью зеркала, книги, МАЙ решетки Кардано и двойное шифрование; исследование отпечатков Здравствуй, пальцев и посланий симпатическими 33 Вселенная! чернилами; исследование строения человеческого уха, движения звуковой 34 Перехват. волны, свойств ребер жесткости, Собери животных распределения давления, разложения 35 на Марс. света, принципа работы кинопроектора, цепной реакции; строим роботов. Взаимодействие с родителями: организация праздника вместе с Мой марсианский родителями «Тайная комната» с 36 робот. зашифрованными учащимися посланиями (шифр замены «Пляшущие человечки» и шифрование с зеркалом) и тайнописью. 23 Музыкальные шифровки. Итого: 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 0,5 часа 36*0,5=18 часов 2.3 Календарный учебный график. Календарный учебный график. Первый год обучения (5-6 лет) N п/п Месяц Чис Время Форма занятия Кол-во ло проведения часов занятия 15 Тема занятия Таблица 4 Место Форма проведения контроля 1 Сентябрь 6 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Роботы — игровое занятие кто это? Групповое помещение Наблюдение 2 Сентябрь 13 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Кто ты, игровое занятие Микибот?! Групповое помещение Наблюдение 3 Сентябрь 20 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Что ты можешь, игровое занятие Микибот?! Групповое помещение Наблюдение Сентябрь 27 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот, знакомься, игровое занятие это Я! Групповое помещение Наблюдение 5 Октябрь 4 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот игровое занятие гуляет по городу. Групповое помещение Наблюдение 6 Октябрь 11 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот за игровое занятие городом. Групповое помещение Наблюдение 7 Октябрь 18 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот на игровое занятие рыбалке. Групповое помещение Наблюдение 8 Октябрь 25 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Вечеринка с игровое занятие Микибот. Групповое помещение Наблюдение 9 Ноябрь 1 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот на игровое занятие конкурсе талантов! Групповое помещение Наблюдение 10 Ноябрь 15 18.00-18.30 Групповое помещение Наблюдение 11 Ноябрь 22 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот игровое занятие учит цифры. Групповое помещение Наблюдение 12 Ноябрь 29 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот игровое занятие хочет есть. Групповое помещение Наблюдение 13 Декабрь 6 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот игровое занятие ленится. Групповое помещение Наблюдение 14 Декабрь 13 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот - на Групповое игровое занятие старт! помещение Наблюдение 15 Декабрь 20 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Роботы для игровое занятие каждого! Групповое помещение Наблюдение 16 Декабрь 27 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот на игровое занятие тренировке. Групповое помещение Наблюдение 17 Январь 10 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот - на Групповое игровое занятие Чемпионате! помещение Наблюдение 4 интегрированное 0,5часа Микибот игровое занятие готовит праздник! 16 18 Январь 12 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Мой робот! игровое занятие Групповое помещение Наблюдение 19 Январь 17 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Волшебные игровое занятие фигуры. Групповое помещение Наблюдение 20 Январь 24 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Занятие для Групповое игровое занятие волшебников! помещение Наблюдение 21 Февраль 2 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот игровое занятие потрясен! Групповое помещение Наблюдение 22 Февраль 7 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот сдает игровое занятие экзамен. Групповое помещение Наблюдение 23 Февраль 14 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Веселые игровое занятие старты. Групповое помещение Наблюдение 24 Февраль 21 18.00-18.30 Групповое помещение Наблюдение 25 Февраль 28 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Двойной игровое занятие бросок. Групповое помещение Наблюдение 26 Март 2 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Групповое Могу лучше! помещение игровое занятие Наблюдение 27 Март 14 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Куда пойдет игровое занятие наш Микибот?! Групповое помещение Наблюдение 28 Март 21 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Новые игровое занятие знакомства Микибота. Групповое помещение Наблюдение 29 Март 28 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Иду к тебе! игровое занятие Групповое помещение Наблюдение 30 Апрель 4 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Супер герой игровое занятие Плюс! Групповое помещение Наблюдение 31 Апрель 11 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Супер герой игровое занятие Минус! Групповое помещение Наблюдение 32 Апрель 18 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Дом для игровое занятие Микибота! Групповое помещение Наблюдение 33 Апрель 25 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Скок — игровое занятие перескок! Групповое помещение Наблюдение 34 Май 16 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Навстречу Групповое игровое занятие друг к другу. помещение Наблюдение интегрированное 0,5часа Выбор игровое занятие Микибота! 17 35 Май 23 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Ювелирных игровое занятие дел мастер. Групповое помещение Наблюдение 36 Май 30 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Невероятная игровое занятие Теория. Групповое помещение Наблюдение Календарный учебный график. Второй год обучения (6-7лет) N п/п Месяц Таблица 5 Чис Время Форма занятия Кол-во Тема занятия Место Форма ло проведения часов проведения контроля занятия 1 Сентябрь 7 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Зачем тебе игровое занятие карта?! Групповое помещение Наблюдение 2 Сентябрь 14 18.00-18.30 Групповое помещение Наблюдение 3 Сентябрь 21 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Дом Хоббита. Групповое помещение игровое занятие Наблюдение Сентябрь 28 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Мама, я игровое занятие картограф Групповое помещение Наблюдение 5 Октябрь 5 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Письмо для Групповое игровое занятие инопланетян! помещение Наблюдение 6 Октябрь 12 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Тайна острова Групповое игровое занятие сокровищ! помещение Наблюдение 7 Октябрь 19 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Моя чудесная Групповое помещение игровое занятие планета! Наблюдение 8 Октябрь 26 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Почему Космос это игровое занятие круто? Групповое помещение Наблюдение 9 Ноябрь 2 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Семья звезды Групповое игровое занятие по имени помещение Солнце. Наблюдение 10 Ноябрь 9 18.00-18.30 4 интегрированное 0,5часа Что сказала игровое занятие карта? интегрированное 0,5часа Что нам игровое занятие делать с Меркурием? 18 Групповое помещение Наблюдение 11 Ноябрь 16 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Юпитер – Групповое президент помещение игровое занятие среди планет! Наблюдение 12 Ноябрь 23 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Сестра Земли игровое занятие – Венера. Групповое помещение Наблюдение 13 Ноябрь 30 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Кто найдет игровое занятие кольца Сатурна? Групповое помещение Наблюдение 14 Декабрь 7 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Высаживаемся Групповое игровое занятие на Марсе! помещение Наблюдение 15 Декабрь 14 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Сквозь алмазы Групповое к дальним помещение игровое занятие звёздам! Наблюдение 16 Декабрь 21 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Космическое тур. игровое занятие агентство! Групповое помещение Наблюдение 17 Декабрь 28 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Экзамены для Групповое игровое занятие супер помещение астронавтов. Наблюдение 18 Январь 13 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Открой свою игровое занятие планету! Групповое помещение Наблюдение 19 Январь 18 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Пойми меня! игровое занятие Групповое помещение Наблюдение 20 Январь 25 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Удивительная Групповое игровое занятие посылка! помещение Наблюдение 21 Февраль 1 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Предупредите Групповое игровое занятие Микибота! помещение Наблюдение 22 Февраль 3 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Раскодируй игровое занятие природу! Групповое помещение Наблюдение 23 Февраль 8 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Музыкальные Групповое помещение игровое занятие шифровки. Наблюдение 24 Февраль 15 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Групповое Не верь своим игровое занятие помещение глазам. Наблюдение 25 Февраль 22 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Загадка игровое занятие Цезаря. Групповое помещение Наблюдение 26 Март 1 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Групповое Чудеса колеса. помещение игровое занятие Наблюдение 19 27 Март 15 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Тайная игровое занятие комната. Групповое помещение Наблюдение 28 Март 22 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Выдели игровое занятие главное! Групповое помещение Наблюдение 29 Март 29 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Тайна книги. игровое занятие Групповое помещение Наблюдение 30 Апрель 5 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Микибот игровое занятие зажигает! Групповое помещение Наблюдение 31 Апрель 12 18.00-18.30 Групповое помещение Наблюдение 32 Апрель 19 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Секрет. игровое занятие Групповое помещение Наблюдение 33 Апрель 26 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Здравствуй, игровое занятие Вселенная! Групповое помещение Наблюдение 34 Май 16 18.00-18.30 Групповое помещение Наблюдение 35 Май 23 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Собери животных на игровое занятие Марс. Групповое помещение Наблюдение 36 Май 30 18.00-18.30 интегрированное 0,5часа Мой марсианский игровое занятие робот. Групповое помещение Наблюдение интегрированное 0,5часа Кто брал игровое занятие чайник?! интегрированное 0,5часа Перехват. игровое занятие Раздел 3. Организационно-педагогические условия 3.1 Кадровые, материально-технические, учебно-методические условия реализации программы. Кадровые условия реализации программы: К работе привлечены педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по внедрению STEAM-лаборатории в образовательный процесс в ДОУ и использующих инновационные технологии в работе. Материально-технические условия реализации программы: Компьютерное оборудование и оргтехника, программное обеспечение, лабораторное оборудование, расходные материалы. Предполагается использование имеющейся в ДОУ материально-технической базы. Учебно-методические условия реализации программы: 20 Развивающий набор «Детская универсальная STEAM лаборатория» Е.А. Беляк - это полностью готовая система STEAM-образования для дошкольников. Он включает: учебно-методическое пособие авторской программы (472 стр) - 1 шт руководство для воспитателей по работе с УМП - 1 шт флеш-накопитель (512 мБ) - 1 шт автономный программируемый робот-мышь - 1 шт батарейки для робота-мыши - 3 шт сборное двустороннее поле - 25 пазлов перегородки для сборного поля - 25 шт «гаечный» сыр для робота-мыши - 1 шт; складное двустороннее поле - 1 шт скрепленный набор дополнительных полей к занятиям (формат А3) - 1 шт наборы тематических карточек к занятиям игровые кубики - 2шт набор карточек-стрелок - 125 шт сигнальные карточки - 40 шт набор карточек-лабиринтов (А5) - 15 шт набор карточек с числами и знаками - 24 шт набор карточек со словами (А5) - 102 шт набор карточек к занятиям - 10 шт дополнительные шифровальные поля и карточки: линейка Цезаря - 2 шт (2 детали) решетка Кардано - 3 шт задания для астронавтов (2 вида) - 1 шт карточки «Пляшущие человечки» - 3 шт ключ (алфавит) «Пляшущие человечки» - 1 шт шифровки с Марса - 4 шт карточки «Ключи и замки» - 4 шт шифровальный круг - 1 шт линейка для измерения «шага» робота-мыши - 4 шт реквизит для STEAM проектов: увеличительная линза - 1 шт набор бумажных стаканчиков - 80 шт набор бумажных тарелок - 100 шт набор деревянных палочек - 100 шт набор трубочек - 100 шт набор канцелярских резинок - 100 шт скотч - 2 шт набор надувных шариков — 50 шт упаковочная коробка - 1 шт Раздел 4. Оценка качества освоения программы 4.1 Формы контроля и перечень оценочных материалов. Рекомендации к проведению диагностики уровня усвоения содержания программного материала: Сроки проведения: в конце реализации каждого программного модуля или по итогам реализации пособия (20-30 мая). Направления и методы диагностики модульных программ 21 Направление Методы диагностики Познавательное развитие Беседа, диагностическое задание, наблюдение Социально-коммуникативное развитие Беседа, диагностическое задание, наблюдение Речевое развитие Беседа, диагностическое задание Художественно-эстетическое развитие Наблюдение Показатели диагностики, соответствующие критериям ФГОС Критерии по ФГОС Показатель Социально-коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов деятельности. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способен управлять своим поведением. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Проявляет интерес к творчеству: рисованию, лепке, конструированию. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Соблюдает правила поведения в общественных местах (детском саду и др.) Познавательное развитие 22 Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений и в своем внутреннем мире). Формирование познавательных действий, становление сознания. Может самосотятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Развитие воображения и творческой активности. Любит экспериментировать. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и др. Формирование первичных представлений о себе, других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; О малой родине и Отечестве; о социокультурных ценностях нашего народа; о планете Земля как общем доме людей; об особенностях ее природы; о многообразии стран и народов мира. Сформированы представления о детском саде, родном городе, Родине. Сформированы представления о себе, семье, об обществе, мире и природе. Сформированы представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях. Сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях. Речевое развите Владение речью как средством общения и культуры Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Обогащение активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие речевого творчества. Все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и монологическая форма связной речи) развиты и используются в различных формах и видах детской деятельности. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг. Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Эмоционально и словесно проявляет отношение к произведениям изобразительного искусства, музыкальным произведениям. 23 Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Испытывает эстетические переживания, передает свое представление о мире на языке искусства. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Реализация самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и пр.), формирование элементарных представлений о видах искусства. Проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством. Материалы для проведения диагностики График проведения педагогического мониторинга Возраст_________№ группы__________ Воспитатели: ____________________________________________________________ Модули программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория» Даты проведения диагностики Предварительной Итоговой «Основы программирования» «Основы математики и теории вероятности» «Основы картографии и астрономии» «Основы криптографии» Результаты обследования («Основы программирования») Программа «Детская универсальная STEAM – лаборатория» Возраст_________№ группы__________Дата проведения_______________ Списочный состав группы:_______человек Охват диагностикой ________ человек Воспитатели: ____________________________________________________________ Диагностика уровня усвоения содержания программного материала «Основы программирования» Области образовательной программы До реализации программы Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие 24 После реализации программы Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Итог (%) Результаты обследования («Основы математики и теории вероятности») Программа «Детская универсальная STEAM – лаборатория» Возраст_________№ группы__________Дата проведения_______________ Списочный состав группы:_______человек Охват диагностикой ________ человек Воспитатели: ____________________________________________________________ Диагностика уровня усвоения содержания программного материала «Основы математики и теории вероятности» Области образовательной программы До реализации программы После реализации программы Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Итог (%) Результаты обследования («Основы картографии и астрономии») Программа «Детская универсальная STEAM – лаборатория» Возраст_________№ группы__________Дата проведения_______________ Списочный состав группы:_______человек Охват диагностикой ________ человек Воспитатели: ____________________________________________________________ Диагностика уровня усвоения содержания программного материала «Основы картографии и астрономии» Области образовательной программы До реализации программы Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие 25 После реализации программы Итог (%) Результаты обследования («Основы криптографии») Программа «Детская универсальная STEAM – лаборатория» Возраст_________№ группы__________Дата проведения_______________ Списочный состав группы:_______человек Охват диагностикой ________ человек Воспитатели: ____________________________________________________________ Диагностика уровня усвоения содержания программного материала «Основы криптографии» Области образовательной программы До реализации программы Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Итог (%) 26 После реализации программы Список литературы 1. Детская универсальная STEAM – лаборатория. Дошкольная образовательная авторская программа по направлению Babyskills для детей 4-8 лет. Учебнометодическое пособие. 2019г. Раннее развитие и профориентация 1. Дьяченко О.М., Лаврентьев Т.В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984. 128с. 2. Емельянова И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно-творческого развития ребенка/ И.Е. Емельянова//Начальная школа Плюс ДО и После. 2011.№10.С.1-7. 3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей. М.: Владос, 2003. 32 с. 4. Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ//Начальная школа Плюс До и После. 2011 №10. С.1-5 Основы программирования 1. 11Kids Activities to leam coding without computer. https://igamemom.com/kidsactivities- leam- coding- without- computer. Основы математики и теории вероятности 1. Белошистая А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников: способы определения понятий// Дошкольное воспитание.2016. №1. С.49-53 Основы картографии и астрономии 1. Астрономия для детей. http:kosmokid.ru Основы криптографии 1. Авторизованный перевод сатьи Дж. Чандлер Введение в криптографию. «Cryptography101». http://cifroum.ru 27