СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДЕН на заседании Педагогического совета Приказ от 30.08.2023 № 42/ОД МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» Протокол от 30.08.2023 № 1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 «Яблонька» комбинированного вида» на 2023-2024 учебный год Лесной 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 22 «Яблонька» комбинированного вида» (далее – МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька») является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики МБДОУ, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления учебного плана являютсядокументы: Федерального уровня: - Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями: приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 года № 955); - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28); - «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2). Локальные акты: - Устав МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»; - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №22 «Яблонька»; - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»; - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»; - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»; - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька»; - Программа развития МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» на 2021 – 2025 годы. Целью разработки учебного плана является предупреждение перегрузки в физическом, интеллектуальном и эмоциональном состоянии дошкольников. Основными задачами учебного плана являются: - обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса как основы повышения качества дошкольного образования; - реализация образовательной программы дошкольного образования; - реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - регулирование объема образовательной нагрузки при проведении занятий. Учебный план МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» регламентирует систему занятий в группах общеразвивающей направленности, комбинированной направленности и компенсирующей направленности: для детей с ТНР; для детей с ЗПР, для детей с РАС. В структуре учебного плана учитывается видовая принадлежность МБДОУ, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (законных представителей). Учебный план направлен на всестороннее физическое, социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие детей. Настоящий учебный план составлен на 2023-2024 учебный год и предусматривает следующий объем учебной нагрузки: Возрастная группа Количество Объем недельной недельной образовательной образовательно нагрузки йнагрузки Группа раннего возраста общеразвивающей 10 100 мин = 1,6 ч направленности 1,5 - 2 года Группа раннего возраста общеразвивающей 10 100 мин = 1,6 ч направленности 2 - 3 года Младшая группа общеразвивающей 10 150 мин = 2,5 ч направленности 3 - 4 года Средняя группа комбинированной 12 200 мин = 3,3 ч направленности 4-5 лет Старшая группа комбинированной 15 350 мин = 5,8 ч направленности 5-6 лет Подготовительная группа 15 600 мин=10 ч общеразвивающей направленности 6 – 7 лет 13 200 мин = 3,3 ч Средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 4-5 лет 16 (17) 600 мин = 10 ч Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет 12 150 мин = 2,5 ч Младшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР 3-4 года 13 200 мин = 3,3 ч Средняя группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-5 лет Старшая группа компенсирующей 14 350 мин=5,8 ч направленности для детей с ЗПР 5-6 лет Подготовительная группа 16 600 мин=10 ч компенсирующей направленности для детей с ЗПР 6-7 лет Подготовительная группа 16 600 мин=10 ч компенсирующей направленности для детей с РАС 6-7 лет Учебный план МБДОУ соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 к максимально допустимой образовательной нагрузке для детей дошкольного возраста в течение дня. Продолжительность занятия для детей для детей о т 3 д о 4 л е т – н е б о л е е 1 5 м и н у т ; от 4 до 5 лет – не более 20 минут; для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки в младшей и средней группе не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной – 45 и 1,5 часа соответственно. В группах компенсирующей направленности увеличение количества занятий допустимо за счет сокращения продолжительности образовательной деятельности. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине времени, отведенного на занятия проводится физкультурная минутка, включающая упражнения на сохранение и укрепление зрения, на развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. Физкультурные занятия детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3-х раз в неделю. В связи с имеющимися в МБДОУ условиями, с целью оздоровления детей третье занятие по физическому развитию реализуется через организацию игровой деятельности по физическому воспитанию на улице. Занятия с детьми, наряду с воспитателями, организуют специалисты из числа педагогических кадров: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагогп с и х о л о г , музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре . В соответствии с годовым календарным учебным графиком в середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности с детьми средней группы (с 4 до 5 лет) компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Основные виды Продолжительность Периодичность Объём недельной образовательной деятельности занятия образовательной нагрузки Образовательная область «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Формирование элементарных математических представлений 20 мин. 1 раз в неделю 20 мин. Ребенок и окружающий 20 мин. 1 раз в неделю мир/художественная литература Образовательная область «Речевое развитие» Речевая деятельность 20 мин. 4 раза в неделю 20 мин. 1 час 20 мин. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование/лепка 20 мин. 20 мин. 1 раз в неделю Конструирование/аппликация 20 мин. 1 раз в неделю 20 мин. Музыкальная деятельность Музыкальное занятие 20 мин. 2 раза в неделю 40 мин. Образовательная область «Физическое развитие» Двигательная деятельность Физкультурное занятие 20 мин. 3 раза в неделю Итог (недельная нагрузка) 13 1 час. 4 часа 20 мин. Примечание: 1. Содержание образовательного процесса в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (с 4 до 5 лет) определяется АОП ДО для обучающихся с ТНР МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька». 2. Занятия с детьми осуществляются в первую половину дня. Продолжительность занятия – не более 20 минут. 3. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 минут. 4. В середине времени, отведенного на занятие, проводится физкультминутка, включающая упражнения на профилактику нарушения зрения, на развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости. 5. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. 6. Коррекция речевых нарушений проводится учителем-логопедом в форме коррекционно-развивающих игр, упражнений. 7. Индивидуальные занятия учителя-логопеда – 50 мин в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (с 6 до 7 лет) компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Основные виды образовательной деятельности Продолжительность занятия Периодичность Объём недельной образовательной нагрузки Образовательная область «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Формирование элементарных математических представлений 30 мин. 2 раз в неделю 1 час Ознакомление с художественной литературой 30 мин. 1 раз в неделю 30 мин. Ознакомление с окружающим 30 мин. 1 раз в неделю 30 мин. Образовательная область «Речевое развитие» Речевая деятельность 30 мин. 4 раза в неделю 2 час Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 30 мин. 30 мин. Рисование 1 раз в неделю Аппликация/лепка 30 мин. 1 раз в неделю 30 мин. Конструирование/ручной труд 30 мин. 1 раз в неделю 30 мин. Музыкальная деятельность Музыкальное занятие 30 мин. 2 раза в неделю 40 мин. Образовательная область «Физическое развитие» Двигательная деятельность Физкультурное занятие 30 мин. 3 раза в неделю 1 час 30 мин. Итог (недельная нагрузка) 8 часов 16 Примечание: 1. Содержание образовательного процесса в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (с 6 до 7 лет) определяется АОП ДО для обучающихся с ТНР МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька». 2. Образовательная деятельность с детьми осуществляется как в первой, так и во второй половине дня после дневного сна, продолжительность занятия – не более 30 минут. 3. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в день не более 90 мин. 4. В середине времени, отведенного на занятие, проводят физкультурные минутки, включающие упражнения на профилактику зрения, общей и мелкой моторики, снятие мышечной усталости. 5. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. 6. Коррекция речевых нарушений проводится учителем-логопедом в рамках совместной образовательной деятельности с детьми: коррекция и развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, подготовка к обучению грамоте. Формы организации коррекционной работы: индивидуальная и подгрупповая работа. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты. 7. Индивидуальные занятия учителя-логопеда – 75 мин в неделю. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности с детьми групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра. № Вид занятия Комплексное коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ) 2 Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 3 Развитие мышления и ФЭМП 4 Подготовка к обучению грамоте 5 Развитие речи Специалисты всего: 6 Рисование 7 Лепка 8 Аппликация 9 Ручной труд 10 Конструирование 11 Социальное развитие 12 Чтение художественной литературы 13 Физическая культура Воспитатели всего: 14 Музыкальное воспитание Всего: Условные обозначения: (Д) – учитель-дефектолог; (В) – воспитатель; М.р.) – музыкальный руководитель; (ИФ) - инструктор по ФК. 1 Младш. группа 4 (Д) Средн. группа 2 (Д) Старш. группа 1 (Д) Подгот. группа 1(Д) - 1 (Д) 1 (Д) 1(Д) - 1 (Д) 1(Д) 5 1/2 (В) 1/2 (В) 1/2 (В) 1/2 (В) 1 (В) 3 (ИФ) 6 2 (М.р.) 13 1 (Д) 1(Д) 1 (Д) 5 1 (В) 1/2 (В) 1/2 (В) 1/2 (В) 1/2 (В) 1 (В) 3(ИФ) 7 2 (М.р.) 14 1 (Д) 1 (Д) 1 (Д) 5 2 (В) 1/2 (В) 1 (В) 1/2 (В) 1(В) 1 (В) 3 (ИФ) 9 2 (М.р.) 16 4 1/2 (В) 1/2 (В) 1/2 (В) 1/2 (В) 1 (В) 3 (ИФ) 6 2 (М.р.) 12 УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности с детьми обучающимися по образовательной программе дошкольного образования в течение недели № Образовательная область, Количество занятий / объем образовательной нагрузки в минутах в неделю вид занятия Группа раннего возраста Группа для детей Группа для детей Группа для детей Группа для детей от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет 1. Познавательное развитие Ознакомление с 1.1. окружающим: социальное 1 занятие по 1 занятие / 15 м 1 занятие / 20 м (через 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м окружение, природа подгруппам / 10м (через неделю) неделю) Математика 1 занятие / 15 м 2 занятия / 60 м 1 занятие / 20 м (через 1 занятие / 25 м 1.2. неделю) Сенсорное развитие 1 занятие по 1.3. подгруппам / 10 м 2. Речевое развитие Развитие речи 1 занятие / 20 м 2 занятия / 50 м 2 занятия / 60 м 2 занятия по 1 занятие / 15 м 2.1. подгруппам / 20 м (через неделю) 2.2. Чтение художественной 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м литературы 4. Художественно-эстетическое развитие 4.1. Изобразительная 1 занятие / 15 м 1 занятие / 20 м 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м деятельность (лепка) 4.2. Изобразительная 1 занятие по 1 занятие / 15 м 1 занятие / 20 м 2 занятия / 50 м 2 занятия / 60 м подгруппам / 10м деятельность (рисование) 4.3. Изобразительная 1 занятие / 15 м 1 занятие / 20 м 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м деятельность (аппликация) 4.4. Конструктивная деятельность 1 занятие по 1 занятие / 15 м 1 занятие / 20 м 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м подгруппам / 10м 4.5. Музыкальная деятельность 2 занятия по 2 занятия / 30 м 2 занятия / 40 м 2 занятия / 50 м 2 занятия / 60 м подгруппам / 20 м 5. Физическое развитие 5.1. Физическая культура 2 занятия / 30 м 3 занятия / 60 м (одно 3 занятия / 75 м (одно 3 занятия / 90 м (одно из них на улице) из них на улице) из них на улице) 5.2. Развитие движений 2 занятия / 20 м - Всего занятий в день в первую половину дня во вторую половину дня Всего занятий в неделю 2 занятия / 20 м 1 занятие / 10 м 1 занятие / 10 м 10 занятий / 100 м — — 2 занятия / 30 м 2 занятия / 30 м 2 занятия / 40 м 2 занятия / 40 м — — 3 занятия / 75 м 3 занятия / 90 м 2 занятия / 50 м 2 занятия / 60 м 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м 10 занятий / 150 м 10 занятий / 200 м 15 занятий / 375 м 15 занятий / 375 м (одно из них на улице) (одно из них на улице) (одно из них на улице)